Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область, СлободоТуринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1026602267780, СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785,
ИНН=665100332282, E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна,
SN=Полякова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА на заседании
Педагогического совета
МКОУ «Ницинская СОШ»
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Ницинская СОШ»
__________ М.А.Полякова
Приказ № 109-д от 30.08.2024г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Мини-футбол»
Возраст обучающихся 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шароватов Ян Владиславович,
учитель физической культуры.
с. Ницинское, 2024 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование программы
II Направленность
III Сведения об авторе и
составители программы
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес,
контактный телефон
IV Сведения о программе
1.Нормативная база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мини-футбол»
физкультурно-спортивная
Шароватов Ян Владиславович
1994
Сренее профессиональное
Учитель физической культуры
Первая
sharovatov-1994@mail.ru
89321232696
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года
№ 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей,
направленными письмом Министерства образования и науки
РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09;
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д
«Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
2
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5. Подвид программы
6.Уровень программы
7. Тип программы
V. Характеристика
программы
1. Цель программы
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 –
Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике
Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях»;
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Ницинская средняя общеобразовательная
школа».
1 год (9 месяцев), 36 часов
Очная
7 - 10 лет
Возможность обучения одарённых детей
Базовый
Модифицированная
Формирование и развитие у обучающихся устойчивой
потребности к систематическим занятиям физической
культурой и спортом посредством обучения игре в футбол.
2. Учебные разделы/курсы/ - Теоретическая подготовка;
модули (в соответствии с - Техническая подготовка;
учебным планом)
- Физическая подготовка;
- Тактическая подготовка;
- Контрольные испытания.
3. Ведущие формы и методы Методы: словесные, наглядные, практические (метод
образовательной деятельности
упражнений,
игровой,
соревновательный,
круговой
тренировки).
Формы: индивидуальная, индивидуально-групповая и
групповая.
4. Формы мониторинга
Входная диагностика: наблюдение, сдача нормативов.
Промежуточная аттестация: сдача контрольных тестов и
нормативов.
Итоговая аттестация: анкетирование по итогам реализации
программы, сдача контрольных нормативов, участие в
соревнованиях.
Текущий мониторинг: наблюдение, тестирование, сдача
нормативов.
5. Дата утверждения и
30.08.2022г.
последней корректировки
30.08.2024г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ................................................... 5
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................................................... 5
1.2. Цель и задачи программы................................................................................................................................. 7
1.3. Содержание программы ................................................................................................................................... 8
Учебно-тематический план ..................................................................................................................................... 8
Содержание учебно-тематического плана ............................................................................................................. 8
1.4. Планируемые результаты ............................................................................................................................... 12
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..................................... 13
2.1.Условия реализации программы ..................................................................................................................... 13
2.2.Формы аттестации. Оценочные материалы ................................................................................................... 15
2.3.Список литературы .......................................................................................................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ ...................................................................................................................................................... 17
4
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа разработана для разновозрастного детского объединения. По уровню освоения общеразвивающая.
Тип программы – модифицированная. Программа разработана на основе Типовой программы
спортивной подготовки по виду спорта «футбол» для групп начальной подготовки (мальчики и девочки 56, 7-10 лет).
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной базы,
приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов, способностей и особенностей
детей.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол» разработана
на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства
РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. №
ВК - 1232/09;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от 26.10.2023
г. № 1104-д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская средняя
общеобразовательная школа».
Актуальность предлагаемой образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее
5
время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области физической
культуры и спорта, поскольку дети, занимающиеся спортом с раннего возраста, развиваются быстрее и
гармоничнее своих сверстников.
Современный социальный заказ на образовательные услуги обусловлен и задачами физического
развития детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней
подчеркивается важность физического воспитания, использование его оздоровительных, развивающих и
воспитательных возможностей, формирующих у учащихся творческие способности, ценностное
отношение к здоровью, нравственность.
Футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть
возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества
ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни. Приобщение к спорту с раннего детства даёт
человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает
чувство дружбы, честность, развивает качества, так необходимые ребёнку во взрослой жизни.
Данная программа позволяет планомерно работать с детьми, объединяя их по физическим данным
и подготовленности. В процессе изучения у ребят формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями. Дети приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку
заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом
дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют
поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Адресат
общеразвивающей
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа базового уровня «Мини-футбол» рассчитана для мальчиков и девочек в
возрасте от 7 до 10 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям данным видам спорта.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы нельзя не учитывать
возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формировании систем
организма, двигательных и других функции.
При планировании учебно-тренировочной работы в группах необходимо учитывать, как
формируются у детей привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения,
навыки при обучении. Возрастной период с 7 до 10 лет является наиболее благоприятным для развития
«чувства мяча».
У ребят в этом возрасте период устойчивого внимания очень короткий, поэтому программой
предусмотрены разнообразные короткие активные упражнения, со множеством небольших передышек. В
7 - 8 лет занятия направлены на улучшение основных двигательных навыков: бег, прыжки, повороты,
перекаты и т.д. Все эти движения являются основными элементами футбола. Содержанием программы
предусмотрена серия забавных и увлекательных упражнений, связанных с футболом.
В это время объяснение, рассказ тренера не приводят к серьезным сдвигам в обучении технике
футбола и знакомство с механизмами ударных действий и разными по форме (относительно более
простыми) действиями с мячом происходит практически спонтанно. Поэтому примерно до 10 лет
методом обучения является подражание. Естественное развитие двигательной чувствительности к 10
годам практически завершается и в дальнейшем ее изменение зависит в основном только от тренировки.
Юные футболисты в этом возрасте в принципе готовы осваивать практически любые по сложности
технические приемы.
Ни для кого не секрет, что эффективность спортивной деятельности зависит от уровня развития
двигательных качеств. В возрасте от 7 до 10 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости
движений, гибкости. Происходит активное развитие функций двигательного анализатора. Дети младшего
возраста отличаются незначительной выносливостью. Уже в 9-летнем возрасте это положительно
сказывается на координации движений и значительно улучшает ее в процессе учебно-тренировочной
работы. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движений, от которых также зависит
быстрота освоения технических приемов игры, развивается очень быстро с 8 до 10 лет.
Набор детей в группу осуществляется без предварительного отбора, принимаются все желающие,
проявляющие интерес к занятиям по мини-футболу и допущенные врачом к занятиям физической
культуры. Количество детей в группе: 8 - 12 человек.
6
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления родителями
(законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на обработку
персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Уровневость программы. Программа базового уровня предполагает формирование умений и
навыков в области физической культуры и спорта; развитие и поддержку обучающихся, проявивших
интерес и определенные способности к занятиям футболом.
Объем и срок освоения программы. Режим занятий.
Общее количество учебных часов по программе - 36 часов. В данной программе представлено
содержание на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия
- 40 минут.
Перечень форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Перечень видов занятий: теоретические занятия, учебно-тренировочные занятия, контрольные
испытания.
Перечень форм подведения итогов: опрос; анкетирование; мониторинг динамики развития
физических качеств обучающихся; текущая, промежуточная (итоговая) аттестации; соревнования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся устойчивой потребности к
систематическим занятиям физической культурой и спортом посредством обучения игре в футбол.
Задачи:
Обучающие:
обучить технике и тактике игры;
изучить теоретические сведения о мини-футболе;
дать представления о формировании игры в футбол;
обучить тактическим индивидуальным и командным действиям;
ознакомить с технико-тактическими действиями и правилами игры в мини-футбол.
Развивающие:
развитие физических способностей: силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости;
развитие устойчивого интереса к занятиям;
развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде;
развитие навыков в технике владения мячом.
Воспитательные:
воспитание у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
воспитание взаимодействия учащихся в команде при игре в футбол;
воспитание потребности в укреплении здоровья посредством ОФП;
воспитание чувства ответственности, дисциплинированности;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества на занятиях и соревновательной деятельности.
7
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела, темы
1. Теоретическая подготовка
1.1. Водное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
1.2. История игры в футбол.
1.3. Правила игры, соревнований.
1.4. Место занятий, оборудование
2. Техническая подготовка
2.1 Обучение передаче мяча.
2.2 Обучение остановке мяча.
2.3 Ведение и обводка.
2.4 Обучение удару мяча слета.
2.5 Обучение отбору мяча у
соперника.
2.6 Обучение розыгрышу мяча в
стандартных положениях
(штрафной).
2.7 Удары по воротам.
3. Физическая подготовка
Всего
4
1
Количество
Формы
часов
контроля/аттестации
Теория
Практика
Опрос, тест
4
0
1
-
1
1
1
13
2
2
2
1
2
1
1
1
2
0,5
0,5
0,5
11
1,5
1,5
2
1
1,5
2
0,5
1,5
2
9
1
2
8
3.1. Физическая подготовка –
теория.
3.2. Развитие ловкости.
3.3 Развитие быстроты.
3.4 Развитие силы.
3.5 Развитие выносливости.
4. Тактическая подготовка.
1
1
-
2
2
2
2
7
2
2
2
2
2
5
4.1. Тактика атаки.
4.2. Тактика обороны.
4.3. Разборка игроков команды
соперников.
4.4. Подстраховка.
4.5 Игра в меньшинстве.
5. Контрольные испытания.
5.1 Сдача нормативов.
5.2 Контрольные игры.
Итого:
2
2
1
0,5
0,5
-
1,5
1,5
1
1
1
3
1
2
36
0,5
0,5
0
9
0,5
0,5
3
1
2
27
Опрос, наблюдение,
соревнования, учебная игра
Опрос, наблюдение
Опрос, наблюдение, учебная
игра
Зачёт, товарищеские игры
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
1.1.
Тема. Водное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: ознакомление обучающихся с целями и задачами программы. Инструктаж по технике
8
безопасности. Тренировочный режим. Режим дня юного спортсмена. Спортивная форма для занятий
мини-футболом. Выбор капитана. Безопасность при организации и проведении тренировки. Меры
обеспечения безопасности во время соревнований. Правила поведения в спортивном зале, на
спортивной площадке.
Форма контроля: опрос.
1.2.
Тема. История игры в футбол.
Теория: история возникновения футбола и развитие его в России. Международные соревнования с
участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Форма контроля: опрос.
1.3. Тема. Правила игры, соревнований.
Теория: Разбор и изучение правил игры в футбол. Роль капитана команды, его права и
обязанности.
Форма контроля: тест.
1.4. Тема. Места занятий, оборудование.
Теория: Ознакомление с понятиями - площадка для игры в футбол, её устройство, разметка.
Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для
подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов. Профилактика травматизма: требования к
местам проведения занятий,инвентарю, одежде, обуви.
Форма контроля: тест.
Раздел 2. Техническая подготовка.
2.1.
Тема. Обучение передаче мяча.
Теория: понятие «передача мяча» и способы передачи мяча.
Практика: передачи с предварительной остановкой мяча и без остановки, передавая мяч друг другу
продвигаться к воротам. Выполнение низких и полу-высоких передач. Передачи мяча в двойках и
тройках.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
2.2. Тема. Обучение остановке мяча.
Теория: классификация техник остановки мяча в футболе. Техника остановки катящегося мяча.
Практика: остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча.
Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с
последующим ведением или передачей мяча.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
2.3. Тема. Ведение и обводка.
Практика: ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами,
увеличивая скорость движения. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и
движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Форма контроля: соревнования.
2.4. Тема. Обучение ударам мяча слета.
Практика: удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу.
Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу.
Форма контроля: учебная игра.
2.5. Тема. Обучение отпору мяча у соперника.
Теория: классификация отборов мяча.
Практика: обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и
вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. В зависимости от игровой
обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и
удару по воротам.
Форма контроля: опрос, соревнования.
2.6. Тема. Обучение розыгрышу мяча в стандартных положениях (штрафной).
Теория: виды и действия команды при розыгрыше стандартных положений игры.
9
Практика: уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и средние передачи.
Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Форма контроля: опрос, учебная игра.
2.7. Тема. Удары по воротам.
Практика: выполнение всех ударов по мячу в ворота, придавая ему различную по крутизне
траекторию полёта и различное направление полёта. Удары на точность и дальность. Уметь организовать
построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот.
Форма контроля: наблюдение, учебная игра.
Раздел 3. Физическая подготовка.
3.1. Тема. Физическая подготовка – теория.
Теория: цели и задачи общей физической подготовки, специальной физической подготовки.
Самоконтроль за физической нагрузкой во время занятий. Контроль за физической нагрузкой по ЧСС.
Техника безопасности при выполнении беговых упражнений.
Форма контроля: опрос.
3.2. Тема. Развитие ловкости.
Практика: ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой,
головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по
мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.
Форма контроля: наблюдение.
3.3. Тема. Развитие быстроты.
Практика: специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных
стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа. Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег
прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка
стоек. Рывок с мячом.
Форма контроля: наблюдение.
3.4. Тема. Развитие силы.
Практика: упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками
через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа
на спине.
Форма контроля: наблюдение.
3.5. Тема. Развитие выносливости.
Практика: специальные упражнения для выносливости. Отжимания от пола, прыжки со скакалкой,
приседания, бег, ходьба на беговой дорожке, упражнение берпи, планка, упражнения с отягощениями.
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 4. Тактическая подготовка.
4.1. Тема. Тактика атаки.
Теория: способы организации атаки.
Практика: уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по избранной
тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и
через центр.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
4.2. Тема. Тактика обороны.
Теория: тактика оборонительных действий.
Практика: обучение любым тактическим действиям обороны против соперника без мяча и с мячом;
групповым действиям в обороне; командным тактическим действиям в обороне.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
4.3. Тема. Разборка игроков команды соперника.
Практика: взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу
в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом.
10
Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале
игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Форма контроля: учебная игра.
4.4. Тема. Подстраховка.
Теория: противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше
противником стандартных комбинаций.
Практика: уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать
наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические
приёмы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
Форма контроля: опрос, наблюдение.
4.5. Тема. Игра в меньшинстве.
Теория: тактические схемы игры в меньшинстве.
Практика: уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном
преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация
противодействия «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при
выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с
участием вратаря.
Форма контроля: опрос, учебная игра.
Раздел 5. Контрольные испытания.
5.1. Тема. Сдача нормативов.
Практика: разминка. Сдача контрольно-тестовых упражнений по общефизической подготовке и
специальной физической подготовке, технической и тактической подготовке.
Форма контроля: зачёт.
5.2. Тема. Контрольные игры.
Практика: двусторонняя игра в мини-футбол. Подведение итогов за год.
Форма контроля: товарищеские игры.
11
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
умеют играть в мини-футбол с соблюдением основных правил;
знают историю развития мини-футбола в мире и в России;
знают причины травматизма при занятии мини-футболом и правила егопредупреждения;
умеют выполнять игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами футбола;
знают основные техники владения мячом.
Метапредметные результаты:
развиты физические качества: силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные,
выносливость, гибкость;
владеют широким кругом двигательных умений и навыков, в частности, техникой естественных
движений (бег, прыжки, метания и т.д.);
владеют теоретическими и практическими технико-тактическими навыками.
Личностные результаты:
умеют взаимодействовать друг с другом во время игры;
умеют подчинять свои интересы интересам команды;
умеют бережно относится к своему здоровью.
12
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Условия реализации программы
Кадровое обеспечение. Реализовать программу может учитель физической культуры, имеющий
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
настоящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Организационно- педагогические:
- участие в мероприятиях МКОУ «Ницинская СОШ»;
- возможность участия в районных, областных соревнованиях;
- сотрудничество с родителями и другими коллективами.
Материально-техническое обеспечение. Важным условием выполнения учебной программы
является достаточный уровень материально-технического обеспечения:
1)
Спортивный зал (зал 18 на 9, палубный, бетонированный пол со спортивным покрытием,
разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 16-18 градусов, достаточное освещение,
шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования);
2)
оснащение спортивного зала: деревянные скамейки, маты, шведская стенка, канат для
лазанья;
3)
спортивный инвентарь:
сумки для переноски мячей - 4 штуки;
гимнастические скамейки - 2 штуки;
гимнастические маты - 7 штук;
скакалки - 15 штук;
мячи футбольные (размер 4) - 30 штук;
мячи футбольные (размер 5) - 10 штук;
фишки – 50 штук;
конусы – 12 штук;
рулетка - 1 штука;
теннисные мячи – 10 штук.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
литература по основным разделам программы;
журнальные подборки по темам программы;
памятка по технике безопасности в спортивном зале;
наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов упражнений.
Методические особенности организации образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения более высоких
результатов. В комплект входят следующие методические материалы, разработанные с учетом
возрастных особенностей учащихся:
1.Мультимедийные презентации: «История развития футбола», «Правила игры в футбол»,
«Обучение технике ударов по мячу футболе», «Основные принципы методике судейства в минифутболе», «Общая физическая подготовка с элементами футбола».
2.Инструкции, схемы сборки, технологические карты: инструкция № 30.46 по охране труда при
занятиях в спортивном зале (вводный инструктаж); инструкция №ПБу(к)-9 по правилам безопасности
для учащихся в спортивном зале; инструкция № 14.5 по охране труда при проведении занятий по
спортивным играм (футбол).
3. Дидактические материалы, содержащие план выполнения заданий, поясняющие рисунки, с
указаниями типа задач и пр.
Формы обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и
групповая.
13
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, практическое занятие, презентация,
соревнование.
Методы обучения и воспитания
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия
– семинары по судейству, где подробно развивается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты
судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футболу и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные
формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении.
Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,
видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых
действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение
движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательные методы применяются после того, как у учащихся образовались
некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально-подготовленных
местах (станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей
занимающихся.
Методы воспитания:
- метод создания воспитывающих ситуаций – перед ребенком встает проблема выбора
определенных решений;
- ситуация успеха - предоставление каждому ребенку максимальной возможности испытать
радость успеха – предоставление каждому ребенку максимальной возможности испытать радость успеха,
яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Педагогические технологии
Технология индивидуального обучения - выбор способов, темпов, приема обучения обусловлен
индивидуальными особенностями детей;
Здоровьесберегающие технологии - формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по
здоровому образу жизни, использование полученных знаний в жизни; забота о сохранении и укреплении
здоровья обучающихся;
Педагогика сотрудничества - совместный поиск истины, сотворчества;
Технология игровых ситуаций - организация активизирующей деятельности обучающихся через
вовлечение в ролевые игры.
Программа «Мини-футбол» основывается на общедидактических принципах научности,
последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. В целях раскрытия
педагогического и развивающего потенциала учебно-воспитательного процесса по программе акцент в
ней делается наследующих принципах:
1)
Доступность - обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к
неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
2)
Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества
упражнений, усложнения техники их выполнения.
14
3)
Закрепление навыков - многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их
самостоятельно, вне занятий.
4)
Индивидуально-дифференциальный подход - учет особенностей возраста, состояния
здоровья каждого ребенка.
5)
Сознательность – понимание пользы выполнения упражнения, потребность их
выполнять.
2.2.Формы аттестации. Оценочные материалы
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточного контроля
обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Для определения результата усвоения программы разработан пакет контрольно-измерительных
материалов, который позволяет увидетьрезультат деятельности каждого ребенка.
Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов детей включает в себя входной,
текущий и промежуточный (итоговый) контроль.
Входной контроль проводится в форме сдачи нормативов с целью выявления возможностей
обучающихся.
Текущий контроль представляет операциональный состав предметных способов действия и
универсальные учебные действия для определения проблем и трудностей в освоении предметных
способов действия и УУД и планирования работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.
Формы текущего контроля: персонифицированные мониторинговые исследования, сдача
контрольных нормативов по мини - футболу, включающие проверку сформированности базового уровня.
Промежуточный контроль представляет уровень освоения обучающимися культурных предметных
способов и средств действия, а также УУД.
Формы промежуточного контроля: сдача контрольных тестов и нормативов.
Итоговый контроль обучающихся проводится по окончании обучения по программе. Основной
показатель освоения программы - выполнение программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической,
физической, теоретической подготовленности, физического развития.
Формы итогового контроля: сдача контрольных нормативов (типовые задания по оценке
личностных результатов, итоговые проверочные работы попредмету мини-футбол, сдача нормативов).
Эффективность контроля зависит от стандартности проведения сдачи контрольных упражнений и
измерения в них результатов.
Все результаты заносятся в итоговый протокол результатов промежуточной (итоговой) аттестации
обучающихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы аттестации: опрос, контрольное тестирование, выполнение контрольных тестов, сдача
нормативов, соревнования.
Оценочные материалы
Критерии оценки достижения результатов.
Критерии оценки образовательных результатов для определения уровня и качества освоения
программы (Приложение 1). Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам
входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации в «Карту результативности учебной
группы» (Приложении 2) и «Итоговый протокол результатов промежуточной (итоговой) аттестации
обучающихся (Приложении 3). Результаты освоения программы каждым из обучающихся вносятся в
«Диагностическую карту …» (Приложение 4). Используется в работе фонд оценочных материалов
(Приложение 5).
15
2.3.Список литературы
Литература для педагога:
- нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ).
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.
Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская средняя
общеобразовательная школа».
- литература, использованная при составлении программы:
1.
Андреев С.Н., Алиев Э.Г. «Мини-футбол в школе», Издательство: «Советский спорт»,
2006. - 224с.
2.
Андреев С.Л. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
3.
Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. – М.: Физическая культура, 2007 – 112с.
4.
Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и
тренировочных нагрузок: Дисс. доктора пед. наук. – М., 1982 – 373с.
5.
Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с
мячом (Текст): Учебно - методическое пособие – 2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112с.
6.
Голомазов С.В. Футбол: теоретические основы и методика контроля технического
мастерства : [учебно-методическое пособие] / Голомазов С. В., Чирва Б. Г. - [2-е изд.]. - Москва : ТВТ
Дивизион, 2006. - 79с.
7.
Зеленцов A.M., Лобановский В.В., Ткачук В.Г., Кондратьев A.M. Тактика и стратегия в
футболе. – Киев: Здоровье, 1989 – 190с.
8.
Комплексы упражнений для тренировки юных футболистов 6-12 лет. Учебно-методическое
пособие. Автор: Лексаков А.В., Полишкис М.М., Российский С.А., Соколов А.И. – 2015 г. – 143с.
9.
Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: Советская Россия, 1975 –
208с.
10. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Э.Н. Алиев «Мини-футбол – игра для всех»/ Учебно –
методическое пособие. Издательство: «Советский спорт», 2007. - 264с.
11. Смышляев А.В. Футбол: техника игры: учебно-методическое пособие / А.В. Смышляев, Е.Э.
Степанов, Э.Р. Франк. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 69с.
12. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов (Текст): Учебно - методическое пособие
– 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 192с.
Литература для обучающихся:
1.
Андреев С. Н. Мини – футбол. М. «Физкультура и спорт». 1998 г. 111с. с ил.
2.
Андреев С.И. Играй в мини-футбол. - М.: «Советский спорт», 1989. – 47с.
3.
Коротков И.М. «Подвижные игры для детей» М., «Советская Россия», 2002. - 160с.
16
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и
динамики личностного продвижения обучающегося
Карта результативности освоения образовательной программы
Итоговый протокол результатов промежуточной (итоговой) аттестации
обучающихся
Диагностическая
карта
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мини-футбол»
Оценочные материалы
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 23
17
Приложение 1
Уровень
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики
личностного продвижения обучающегося
баллы Освоение
разделов
программы
Менее 1/3
низкий
уровень
0-4
средний уровень
Знание (воспроизводит
термины, понятия,
представления, суждения,
гипотезы, теории,
концепции, законы
и т. д.)
Личностное и социальное развитие
Развитие
Воспитанность
Формирование
личностных
социальных
свойстви
компетенций
способностей
Выполнение со Ниже возрастных,
значительной
социальных,
помощью кого- индивидуальных
либо (педагога,
норм.
родителя, более
опытного
учащегося)
Выполнение при В соответствии с
поддержке.
возрастными,
Разовой помощи.
социальными,
Консультации
индивидуальными
кого-либо.
нормами.
Знание
элементарных норм,
правил, принципов
Знание
элементарных
норм, правил,
принципов.
Понимание (понимает
Усвоение,
Усвоение
смысл и значение
применение
элементарных
терминов, понятий,
элементарных норм, норм, правил,
гипотези т. д., может
правил. принципов принципов по
объяснить своими
по инициативе
инициативе
словами, привести свои
«извне»
«извне»
примеры, аналогии).
Эмоциональная
Эмоциональная
(использует знания и
значимость
значимость
умения в сходных
(ситуативное
(ситуативное
учебныхситуациях).
проявление).
проявление).
9 – 12
2/3Овладение,
Самостоятельное Выше возрастных,
Поведение,
Поведение,
практически самостоятельный перенос
построение,
социальных,
построенное на
построенное на
полностью
надругие предметы и
выполнение
индивидуальных
убеждении;
убеждении;
виды деятельности
действий,
норм.
осознание назчения
осознание
(осуществляет
операций.
смысла и цели.
значения смысла
взаимодействие уже
ицели.
имеющихся знаний,
уменийи навыков с вновь
приобретенными;
использует их в
различных ситуациях;
уверенно использует в
ежедневной
практике)
5-8
высокий уровень
Знания и мастерство
Формирование знаний,
Формирование
умений, навыков
общеучебных
способов
деятельности
1/3-2/3
18
Приложение 2
Карта результативности освоения образовательной программы
область
район
учреждение
Достижения (кол во) на уровне
объединение
конец года
середина года
начало года
конец года
середина года
Воспитанност Развитие
ь
коммуникац
ии
начало года
конец года
Развитие
личностны
хсвойств и
способносте
й
середина года
конец года
середина года
начало года
конец года
середина года
Формирование Формирование
общеучебных
ЗУН
способов
деятельности
начало года
конец года
середина года
ФИ
Освоение
обучающего разделов
ся
программы
начало года
№
учебный год
-20
начало года
за 20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0-4
5-8
9-12
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
19
Приложение 3
Итоговый протокол результатов
промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся
за ______________________ учебный год
Возраст детей
лет
Этап контроля
(месяц, год)
Форма проведения
Форма оценки результатов (интегральная): уровень (высокий, средний, низкий)
№
п/п
Фамилия, имя, отчество
обучающегося
(полностью)
Всего аттестовано
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Подпись: ______________________/
Форма проведения
(тестирование)
Оценка
результатов/общий
уровень
обучающихся. Из них по результатам аттестации показали:
чел.
% от общего количества обучающихся в группе;
чел.
% от общего количества обучающихся в группе;
чел.
% от общего количества обучающихсяв группе.
___________________/
20
Приложение 4
Диагностическая карта дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мини-футбол»
ФИО ребенка
Возраст
лет
Этап контроля
(месяц, год)
Физические качества.
№
Возраст
ребёнка
Скоростные
1.
2.
3.
Бег на 10 м.
Бег на 30м.
Бег на 100м.
Координационные
4.
5.
Челночный бег 3х10м.
Скоростно-силовые способности
Прыжок в длину с места.
Сила.
6.
Бросок набивного мяча изза головыстоя.
7.
Умение владеть мячом.
Удар по неподвижному мячу
правой и левой ногой.
8.
Ведение мяча по прямой
9.
Ведение мяча змейкой и с
изменением направлением.
10.
11.
Удар по воротам.
Передача мяча ногой друг другу.
12.
Участие в игрефутбол с
соблюдением правилигры.
Уровень
Подпись:
/
/
Критерии оценки основных параметров диагностической карты.
Бег 10 метров (сек):
Высокий - 2,1 сек.
Средний -2,3 сек.
Низкий -2,5 более сек.
Бег 30 метров (сек):
Высокий -6,3 сек
Средний -6,5
Низкий -7,0 и более сек.
Челночный бег 3х10м
21
Высокий -7,4 сек
Средний -7,6 сек
Высокий -8,0 и более сек
Прыжок в длину с места:
Высокий -140 см
Средний -120 см
Низкий -100 и ниже.
Бросок набивного мяча из-за головы стоя:
Высокий -300 см
Средний -260 см.
Низкий -175 и меньше см
Удар по неподвижному мячу:
Высокий - из 5 ударов 5 попаданий
Средний - из 5 ударов 3 попадания
Низкий - из 5 ударов 2 и менее попаданий
Ведение мяча по прямой, змейкой, и с изменением направления:
Высокий - ведёт мяч не теряя его.
Средний – ведёт мяч с минимальными потерями мяча.
Низкий - ведёт мяч с частыми потерями.
Удар по воротам:
Высокий - из 5 ударов 5 попаданий.
Средний - из 5 ударов 3 попадания.
Низкий - из 5 попаданий 2 и менее попаданий.
Передача мяча друг – другу:
Высокий - из 5 передач 5 правильных по направлению партнёра.
Средний – из 5 передач 3 правильных.
Низкий - из 5 передач 2 и менее правильных.
22
Приложение 4
Оценочные материалы
Примерный тест на тему «Футбол»
Что необходимо выполнять перед занятиями?
а) заминку
б) разминку
в) прикидку
1.
Что необходимо делать для оказания первой помощи при ушибах?
а) приложить холод, сделать тугую повязку
б) приложить тепло, растереть
в) ничего не делать
2.
Что такое здоровый образ жизни?
а) чтение спортивной литературы
б) просмотр спортивных передач
3.
в) ничего не делать
г) заниматься физкультурой
4.
Отсутствие разминки перед соревнованиями (или перед основной нагрузкой в
тренировке) чаще всего приводит к…
а) улучшению спортивного результата
б) травмам
в) экономии сил
Родина футбола?
а) Англия
б) Бразилия
5.
в) Франция
г) Испания
Кто во время футбольного матча следит за правилами игры?
а) Полицейский
в) Игроки
б) Болельщики
г) Судья (арбитр)
6.
Как называется обувь футболиста?
а) Чешки
в) Футболки
б) Бутсы
г) Шиповки
7.
Игрока, который во время матча получил две желтые карточки….
а) удаляют до окончания игры
в) удаляют на 2 минуты
б) штрафуют
г) в течение игры запрещают касаться мяча
8.
Какого игрока нет в футбольной команде?
а) Защитник
в) Полузащитник
б) Нападающий
г) Полунападающий
9.
10. Как в команде называется человек, который может брать мяч руками на
территории штрафной площадки?
а) Вратарь
в) Нападающий
б) Защитник
г) Тренер
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Мини-футбол»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
По форме обучения – очная.
Тип программы – модифицированная.
Программа базового уровня предполагает формирование умений и навыков в области
физической культуры и спорта; развитие и поддержку обучающихся, проявивших интерес и
определенные способности к занятиям футболом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня «Минифутбол» рассчитана для мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 10 лет, не имеющих медицинских
противопоказаний к занятиям данным видам спорта.
Набор детей в группу осуществляется без предварительного отбора, принимаются все
желающие, проявляющие интерес к занятиям по мини-футболу и допущенные врачом к занятиям
физической культуры. Количество детей в группе: 8 - 12 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов. Продолжительность занятия - 40 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся устойчивой потребности к
систематическим занятиям физической культурой и спортом посредствам игры в футбол.
Актуальность предлагаемой образовательной программы характеризуется тем, что в
настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области
физической культуры и спорта, поскольку дети занимающиеся спортом с раннего возраста,
развиваются быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Современный социальный заказ на образовательные услуги обусловлен и задачами
физического развития детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского
образования. В ней подчеркивается важность физического воспитания, использование его
оздоровительных, развивающих и воспитательных возможностей, формирующих у учащихся
творческие способности, ценностное отношение к здоровью, нравственность.
Футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть
возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические
качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни. Приобщение к спорту с раннего
детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает
активность, развивает чувство дружбы, честность, те развивает качества, так необходимые ребёнку во
взрослой жизни.