Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область, Слободо- Туринский район, с.
Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1026602267780, СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785, ИНН=665100332282,
E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна, SN=Полякова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: с. Ницинское
Приложение 4 к ООП НОО
на 2025-2026 учебный год
утверждено приказом
МКОУ «Ницинская СОШ»
от 29.08.2025г. № 114 -д
Учебный план
начального общего образования
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год
с. Ницинское, 2025
Пояснительная записка
Учебный план
- документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности (п. 22 статьи 2 Федерального
закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 64 на 2025/2026 учебный
год (далее – учебный план) разработан на основе нормативных правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - № 273 – ФЗ);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями);
3. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (с изменениями);
4. Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
5. Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - Санитарно-эпидемиологические
требования).
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО, определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план реализуется в режиме 5-дневной учебной недели, в течение 2025/2026
учебного года, продолжительность которого составляет для обучающихся 1 классов 33 недели, для
обучающихся 2-4 классов – 34 недели.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, и реализуется в рамках пятидневной учебной недели.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных для изучения
учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения (не
менее 80% учебного времени).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей
по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании. На часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, отводится не более 20 % учебного времени.
В качестве основы для разработки учебного плана взят вариант № 1 Федерального
недельного учебного плана начального общего образования для 5-дневной учебной недели
(утвержден приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования»).
2
Учебный план содержит 10 обязательных учебных предметов: «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы
религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд
(технология)», «Физическая культура».
Учебный предмет «Иностранный язык» (английский) изучается со 2 класса.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) изучается в 4
классе. Выбор модуля ОРКСЭ осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся по завершении обучения детей в 3 классе посредством анкетирования.
Согласно действующим нормативным правовым документам, время, отводимое на часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, может быть
использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, или на введение специально разработанных учебных курсов,
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.
С целью овладения предметными знаниями в сочетании с умениями их применять для
решения реальных проблем общества и экономики во 2 - 3 классах час части, формируемой
участниками образовательных отношений, направлен на изучение курса «Функциональная
грамотность».
В 4 классе изучается учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Культурологическая направленность предмета «ОРКСЭ» способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности,
осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре
нашей страны.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к
социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают
естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё
это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как
руководства к собственному поведению.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Количество учебных часов учебного плана не превышает максимально допустимой учебной
нагрузки, которая составляет при 5-дневной учебной неделе:
в 1 классе – 21 час;
во 2 классе – 23 часа;
в 3 классе – 23 часа;
в 4 классе – 23 часа.
3
Особенности организации учебной деятельности
Основными формами организации учебных занятий для обучающихся 1-4 классов являются
уроки и занятия внеурочной деятельности, которые проводятся в целях создания условий для
проявления и развития ребенком его интересов на основе свободного выбора, постижения
духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, учебная деятельность на уровне
начального общего образования дополняется внеурочной деятельностью.
На уровне начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО реализуются
различные типы уроков:
уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; уроки отработки
умений и рефлексии;
уроки систематизации знаний; развивающего контроля; урок-исследование;
комбинированный урок;
уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля и др.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», при выполнении учебного плана допускается применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами школы. Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Срок получения начального общего образования составляет 4 года. Для лиц, обучающихся
по индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования может быть
сокращён.
Образовательная деятельность при реализации ООП НОО предусматривает учет
требований к организации образовательного процесса согласно СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Гигиенические требования к условиям обучения обучающихся в ОУ
Учебный план сбалансирован относительно перегрузки обучающихся и не
превышает гигиенические нормы учебной нагрузки.
Продолжительность учебного года составляет:
- в 1-х классах - 33 учебные недели;
- во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Учащиеся 1-4 классов обучаются по пятидневной учебной неделе.
В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре, октябре - по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь – май – по 4
урока по 40 минут каждый).
Во 2-4 классах продолжительность урока 40 минут.
В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не
менее 7 календарных дней.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Устанавливаются следующие сроки школьных каникул:
Каникулы
Классы
Начало и окончание каникул
Количество дней
Осенние
I - IV классы
29.10.2025 - 02.11.2025
7
Зимние
I - IV классы
31.12.2025 — 11.01.2026
12
Дополнительные
I классы
16.02.2026 – 22.02.2026
7
Весенние
I - IV классы
28.03.2026— 05.04.2026
9
4
Максимальная недельная нагрузка соответствует нормам СанПиНа.
Классы
1
2
3
Недельная аудиторная нагрузка при 521
23
23
дневной неделе
4
23
Расписание звонков и перемен
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий или
занятий дополнительного образования. Факультативные занятия планируются на дни с
наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных
(дополнительных) занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 20 минут. Продолжительность перемены между урочной и
внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут.
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных / дополнительных
занятий составляет не менее 20 минут – для отдыха обучающихся от учебной деятельности.
Исключение – перерыв в понедельник между первым уроком и внеурочным занятием курса
«Разговоры о важном», которое проводится еженедельно по понедельникам до начала учебной
деятельности. Данный перерыв составляет 10 минут.
Показатель
Организация, возраст
Норматив
Продолжительность
1 класс (сентябрь – декабрь) 35 мин
учебного занятия для
1 класс (январь-май)
40 мин
обучающихся, не более
классы, в которых обучаются 40 мин
дети с ОВЗ
2-4 классы
40 мин
Продолжительность дневной 1 класс
4 урока и 1 раз в неделю – 5
суммарной образовательной
уроков (за счет урока
нагрузки для обучающихся,
физической культуры)
не более
2-4 классы
5 уроков и 2 раза в неделю 4
урока
Во время занятий предусматривается перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая осуществляется в
формах, отличных от классно-урочной формы, и направлена на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в 1-4 классах помогает решить ряд педагогических задач, в том
числе:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Направления
внеурочной
деятельности:
спортивно-оздоровительное,
духовнонравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.
Некоторые формы внеурочной деятельности в 1-4 классах: экскурсии, кружки, секции,
конференции, олимпиады, соревнования, проекты, общественно полезные практики и другие.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности - создание оптимальных условий для
развития и отдыха детей, творческая самореализация, детей, формирование навыков коллективной
и организаторской деятельности, психологический комфорт и социальная защищенность каждого
ребенка.
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года составляет 3039
академических часа в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общий объем внеурочных занятий обучающихся начальных классов в 2025/2026 учебном
году представлен в плане внеурочной деятельности и составляет за четыре года обучения 642
5
часа, что не превышает установленного для обучающихся по ФГОС НОО гигиенического
норматива в 1350 часов.
Духовно-нравственное и общекультурное направления внеурочной деятельности в 1-4
классах реализуются через занятия курса «Разговоры о важном».
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в 1 – 4 классах
представлено курсом Мини-футбол, мероприятиями, реализуемыми в соответствии с программой
школьного спортивного клуба «Юность».
Проектно-исследовательская деятельность представлена курсом
«Достопримечательности родного края» с целью расширения знаний учащихся об истории
родного края, формирования умения работать с разными источниками информации; развития
познавательной активности и интереса к семье истории, культуре родного края; воспитания
чувства патриотизма, любви к «малой Родине» через деятельность школьного музея.
Коммуникативная деятельность
(формирование функциональной грамотности)
представлена
курсом
«Функциональная
грамотность».
Цель:
совершенствование
функциональной грамотности младших школьников. Форма организации: учебный курс в форме
факультатива.
Социальное и общекультурное направления – курсы «Орлята России» и «Урок цифры».
Общеинтеллектуальное направление представлено курсом «Функциональная грамотность»
Основной целью курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» является
формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений. Курс создает условия для формирования
функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией,
стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и
групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию
социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В
целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и
оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном
образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из
пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям,
помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их
индивидуальную и групповую работу.
«Урок цифры» - это всероссийский образовательный проект в сфере цифровых технологий,
представленный на портале https://урокцифры.рф/ и дающий обучающимся возможность
сформировать и развить ИКТ-компетентность и получить знания от ведущих технологических
компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С», госкорпорации Росатом, VK,
Благотворительного фонда «Вклад в будущее», Авито и Группы Астра. При проведении занятий
курса «Урок цифры» используется оборудование, предоставленное МКОУ «Ницинская СОШ» в
рамках проекта «Цифровая образовательная среда» Министерства просвещения РФ.
6
Художественно-эстетическая творческая деятельность представлена курсом «Дело мастера
боится». Цель: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование
умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие
творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду
как к ценности. Форма организации: творческие мастерские «Наш рукотворный мир»
Деятельность «Школьного театра» направлена на расширение представлений о театральном
творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения,
перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам
сказок.
Интеллектуальные марафоны, цель которых заключается в обеспечении более высокой
интеллектуальной готовности учащихся к обучению, через развитие творческого и
познавательного потенциала учащихся, внедрение в процесс образования исследовательской
деятельности, качественной подготовки выпускников начальной школы к Всероссийским
проверочным работам. Общее название «Калейдоскоп наук».
Форма организации: интеллектуальная игра; викторина, ребусы; интегрированные занятия;
практикум по решению задач повышенной сложности; творческая работа; самостоятельная работа;
турниры.
Все курсы внеурочной деятельности, реализуемые в 2025/2026 учебном году на уровне
начального общего образования, представлены в плане внеурочной деятельности. При этом курс
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» является обязательным для всех обучающихся 1-4
классов. Освоение программ других курсов внеурочной деятельности во избежание излишней
психоэмоциональной нагрузки и переутомления обучающихся осуществляется по желанию
детьми, посещающими во внеурочное время объединения дополнительного образования. При этом
родителям рекомендуется при принятии решения о целесообразности посещения ребенком курсов
внеурочной деятельности учитывать направленность программы (программ) его дополнительного
образования и их объём, так как общий объем внеурочной деятельности для одного обучающегося
по гигиеническим нормативам не должен превышать 10 часов в неделю.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2-3 классов, 2 часа
– для 4 класса.
Администрацией школы осуществляется координация и контроль объёма домашнего
задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или
всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Формы промежуточной аттестации
Реализация учебного плана во 2-4 классах завершается промежуточной аттестацией, которая
проводится по всем учебным предметам, учебным курсам, модулям и регламентируется
локальным нормативно-правовым актом «Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация в 1 классе является годовой и представляет собой комплексную
работу и заключение учителя (классного руководителя) об освоении учащимися соответствующей
части основной образовательной программы начального общего образования в конце учебного
года, которое заслушивается и утверждается на педагогическом совете.
Промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится в конце каждой учебной четверти и
учебного года.
Четвертная промежуточная аттестация проводится для обучающихся 2-4 классов по
результатам накопленной отметки текущего контроля успеваемости.
Отметка при промежуточной (четвертной) аттестации не может быть средним
арифметическим отметок текущего контроля. Она является единой и отражает в обобщенном виде
все стороны подготовки обучающегося. Определяющее значение в этом случае имеют отметки за
наиболее важные темы, на изучение которых отводилось образовательной программой больше
7
времени, а также отметка за выполнение контрольных, самостоятельных работ.
Учитель вправе поставить положительную отметку по предмету при наличии у
обучающегося неудовлетворительных текущих отметок, если учащийся при выполнении итоговой
и (или) контрольных работ в течение четверти получил положительную отметку.
Для объективной промежуточной аттестации обучающихся необходимо не менее трех
отметок (при одночасовой недельной учебной нагрузке) и более 5 (при учебной нагрузке более
двух часов в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным,
лабораторным, практическим, контрольным работам.
Годовая промежуточная аттестация проводится для обучающихся 2-4 классов на основе
результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее
арифметическое результатов четвертных аттестаций.
Округление результата проводится в соответствии с правилами математики.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов представлены в таблице:
Предметы, курсы,
модули
Русский язык
Классы
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Литературное чтение
2–4-й
Иностранный язык
(английский)
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Математика
2–4-й
Окружающий мир
2–4-й
Основы религиозных
культур и светской
этики
4-й
Изобразительное
искусство
2–4-й
Музыка
2–4-й
2–4-й
(Труд) технология
Физическая культура
2–4-й
Формы промежуточной аттестации
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические проверочные работы
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в классном журнале
8
Требования к объему домашних заданий
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
- во II - III классах – 1,5 ч., -в IV классах – 2 ч.,
Дополнительные требования при организации обучения в I классе
В соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, в сентябре-октябре
недельная нагрузка первоклассников не превышает 15 часов, то есть при пятидневной учебной
неделе – 3 урока в день.
При сокращении часов необходимо учитывать следующие рекомендации.
В первую очередь уменьшаются часы учебных предметов, которые имеют максимальное
количество баллов по шкале трудности – математика, русский язык, окружающий мир,
литературное чтение. Вместе с тем сокращение допускается не более, чем 1 час в неделю по
каждому предмету. Это требует от учителя проявления особого внимания к отбору содержания
каждого урока и применению динамичных, практико-ориентированных, игровых методик,
облегчающих усвоение учебного материала и не перегружающих формально память
обучающихся.
Учебные предметы «Русский язык», «Математика» сокращаются на один час в
неделю, а «Литературное чтение» на 0,5 часа. То, как планировать содержание уроков в
этом случае, описано в методических рекомендациях ниже.
Учебный предмет «Окружающий мир» относится к числу наиболее объемных по
содержанию текстов в учебнике, объяснений учителя, бесед, поэтому является трудным для
восприятия, чтения первоклассниками и их общения во время учебных занятий. Учитывая
особенности адаптационного периода, целесообразно в сентябре-октябре проводить по 1
уроку в неделю. Учитель может компенсировать содержание второго урока за счет проведения
наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в природу, в учреждения культуры и места
трудовой деятельности людей.
Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» сокращаются на 0,5 часа. Это
означает, что возможны два варианта планирования этих уроков: 1) проведение одного урока в
неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки; 2) проведение по очереди уроков по
изо и музыке: первая и третья неделя – урок изобразительного искусства; вторая и четвертая
неделя – урок музыки. Целесообразно предусматривать использование музыки и изобразительного
искусства на уроках литературного чтения и окружающего мира, что может компенсировать
уменьшение числа часов на изучение этих предметов.
«Труд (технология)» – учебный предмет, который требует развития умений пользоваться
ножницами, осуществлять измерения с помощью линейки, складывать бумагу, делать аппликацию
и др., поэтому рекомендуется в период адаптации к школе уменьшить число часов и проводить
уроки труда через неделю. Это позволит в медленном темпе начать становление умений и
навыков, которыми дети не овладели в период дошкольного детства.
Использование электронных средств обучения на уроках
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства
отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, иные электронные средства
обучения (далее — ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или)
техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера
и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе
электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается. Кабинеты
информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для
глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во
время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться
9
соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной
информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися,
продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 — 7
лет — 5 — 7 минут, для учащихся 1 — 4-х классов — 10 минут. Общая продолжительность
использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски — для детей до 10
лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут; компьютера — для детей 1 — 2 классов — 20 минут,
3 — 4 классов — 25 минут.
При этом не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных
средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и
планшет).
Учебно-методическое обеспечение
Изучение учебных предметов федерального компонента организовано с использованием
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность») и учебных пособий, выпущенных
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию 12
образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего
образования»).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения
программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений,
учебного плана основных общеобразовательных программ.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей
Предметные области
Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о русском
Русский
язык
и
языке как государственном языке Российской Федерации, как
литературное чтение
средстве общения людей разных национальностей в России и за
рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
10
Иностранные языки
Математика
информатика
и
Обществознание
естествознание
(окружающий мир)
и
Основы
культур
этики
религиозных
и светской
Искусство
Технология
Физическая культура
Формирование дружелюбного отношения и толерантности
к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и
эстетических
чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Развитие
математической
речи,
логического
и
алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе
нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической
культуры
и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России.
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально
ценностному
восприятию
произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных умений
саморегуляции средствами физической культуры. Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»: Русский язык – 5 часов в I
– IV классах, Литературное чтение – 4 часа в I – IV классах.
Предметная область «Иностранные языки»: Иностранный язык (английский язык) - 2
часа в II – IV классах.
Предметная область «Математика и информатика»: Математика – 4 часа в I – IV
классах.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»:
Окружающий мир - 2 часа в I – IV классах.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»: ОРКСЭ - 1 час
в IV классах.
Предметная область «Искусство»: Музыка - 1 час в I – IV классах, Изобразительное
искусство - 1 час в I – IV классах
11
Предметная область «Труд (технология)»: Труд (технология) - 1 час в I – IV классах,
Предметная область «Физическая культура»: Физическая культура - 2 часа во
II – IV классах, в I классе – 3 часа
Обязательная часть учебного плана содержит все предметы, определенные в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования и реализуется в
полном объеме.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей участников образовательных отношений.
Годовой учебный план
начального общего образования
Предметные
области
учебные предметы
классы
Количество часов в год
I
Всего
II
III
IV
165
170
170
170
675
132
136
136
136
540
–
68
68
68
204
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
–
34
Обязательная
часть
Русский язык и
Русский язык
литературное чтение Литературное
Чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Иностранный язык
Математика
Общество- знание и Окружающий мир
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы религиозныхОсновы религиозных
культур и
культур и светской
светской этики
этики
–
–
34
Музыка
33
34
34
34
135
Искусство
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
135
Труд
(технология)
Труд (технология)
33
34
34
34
135
Физическая
культура
Физическая
культура
99
68
68
68
270
693
748
748
782
2971
-
34
34
-
68
34
-
68
782
782
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Функциональная грамотность
-
Максимально допустимая годовая
нагрузка
693
34
782
3072
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
34
34
34
34
136
12
Недельный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы /
классы
Количество часов в
Всего
неделю
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4/
4
4
16
-
2
2
2
6
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное искусство
-
-
-
1
1
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1 4
135
Физическая культура
Физическая культура
3
2
2/
2
9
21 /
22
22
23
88
-
2
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и информатика Математика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность
1
1
Количество учебных недель
Всего часов:
33
21
Нагрузка при 5-дневной учебной неделе
21
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
34
23
34
23
34
23
135
90
23
23
23
23
23
23
90
90
1
1
1
4
13