Программа Преемственность образовательных программ и адаптация учащихся 1,5,10 классов к новому уровню получения образования в школе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область, СлободоТуринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1026602267780, СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785,
ИНН=665100332282, E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна,
SN=Полякова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Обсуждена на заседании
педагогического
совета
МКОУ «Ницинская СОШ»
31.08.2023 Протокол №1

Утверждена
приказом директора
МКОУ «Ницинская СОШ»
от 31.08.2023 № 97-д

ПРОГРАММА
«Преемственность образовательных программ
и адаптация учащихся 1, 5, 10 классов
к новому уровню получения образования в школе»

СОДЕРЖАНИЕ

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа преемственности образовательных программ и адаптации учащихся 1, 5, 10
классов к новому уровню получения образования в школе (далее Программа) направлена на
обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении
процесса образования в школе, формирования у детей стойкого представления о важности
непрерывного образования в течение жизни. Программа разработана и составлена на основе
ФГОС начального, основного и среднего общего образования, образовательных программ
школы.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными
ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания,
умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Начальная
школа формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в
основной школе, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал,
совершенствует приобретённые знания умения и навыки, интегрируя их в компетенции и
готовит детей к получению среднего общего образования на профильном,
профориентационном уровне, обретению образовательной компетентности, позволяющей
определить дальнейший образовательный и жизненный маршрут.
Преемственность между начальным, основным и средним уровнем образования
предполагает связь образовательных программ, системы организации учебного процесса,
единых требований к учащимся в соответствии с их возрастными особенностями, структуры
воспитательной деятельности.
Адаптация – процесс приспособления (привыкания) к новым условиям жизни, новой
деятельности, новым социальным контактам и ролям. От адаптации зависит не только
успешность овладения учебной деятельностью, но и психологическая комфортность
пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих
условий: продолжительность адаптационного периода, возраст человека, цель адаптации и др.






Адаптация необходима для преодоления возникающих проблем в обучении:
возросший объём учебного материала;
рассогласованность требований учителей;
отсутствие учёта индивидуальных возрастных и психологических особенностей;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
трудности в коммуникации с учителями и одноклассниками.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
 развитие мотивации получения образования на новом уровне;
 сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
 установление контакта с учащимися, с учителем;

3

 формирование адекватного поведения, соответствующего правилам и нормам, принятым в
школе;
 овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в
поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или,
наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание
идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела.
Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину
этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы
по организации благоприятной
адаптационной среды на переходе на новый уровень школьного образования направлена на
создание следующих психолого-педагогических условий:
 организация режима школьной жизни;
 структурирование и отбор содержания занятий с учётом адаптации обучающихся;
 создание психологически комфортной предметно-пространственной среды;
 организация оздоровительно-профилактической работы;
 организация внеурочной деятельности, направленной на достижение личностных,
метапредметных, предметных результатов и сплочение классных коллективов;
 организация и контроль взаимодействия участников образовательного сообщества;
 изучение и своевременная коррекция
социально-психологической адаптации детей к
школе.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и десятом
классах и может быть продлён для отдельных обучающихся по психолого-педагогическим
причинам.
Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических
особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей,
происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом “переходном”
классе имеются свои особенности.
Психологические особенности развития школьников,
переходящих на новый уровень образования
1-й класс.
Значительное
повышение личностной
и
ситуационной
тревожности
детей.
Непонимание
общих
правил поведения на
занятиях и переменах.
Неразвитые функции
самоконтроля.
Нарушение
дисциплины

5-й класс.
Младший
переходный
возраст.
Постепенное
обретение чувства взрослости,
желание освободиться от
контроля со стороны взрослых,
смена парадигмы ведущей
деятельности с учения на
общение, невнимательность,
безответственность,
тревожность, неуверенность в
себе. Трудности в освоении

10-й класс.
Заключительный
этап
физического
взросления.
Осознание
личностных
потребностей
и
интересов.
Мировоззренческий
поиск,
центром которого становится
проблема
смысла
жизни.
Потребность в самоопределении.
Избирательность в выборе круга
общения. Стремление к дружбе и
любви.
4

первоклассниками,
эмоциональная
неустойчивость.
Возможность
возникновения
соматических
заболеваний.

их возросшего объёма учебной
Возросшие требования к
информации.
Снижение окружающим, своей внешности и
успеваемости.
удовлетворению
собственных
потребностей.
Трудности
в
освоении возросшего объёма
учебной
информации,
саморегуляции,
снижение
успеваемости.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных
уровнях.
1. Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание
состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе
развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые
месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
2. Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации
происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в
становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей,
занимаемого статуса и т.д.
3. Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной
среды, его взаимоотношения с другими людьми.
Цели и задачи программы сопровождения
Цели: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к
особенностям образовательной среды школы, сохранение физического и психологического
здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Поставленная цель достигается за счет последовательного решения педагогическим
коллективом следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных
наук.
2. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом
состоянии, общении, развитии и обучении.
3. Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к
школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных
сферах общения и деятельности.
4. Использовать разработанную в школе
адаптации учащихся разных возрастных групп.

организационно-содержательную

модель

5. Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.
Для решения перечисленных задач педагогам рекомендуется:
 Отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных
этапах обучения.
5

 Создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребёнка
к новой социальной ситуации.
 Помогать школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке комфортного
стиля поведения.
 Оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности
безболезненным для ученика и учителя.
 Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность
учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Основные направления работы
Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на
изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она
проводится в начале учебного года.
Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами проводится в
виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с
основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами
оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на
родительских собраниях.
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание
поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме
развивающих занятий с элементами тренинга.
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности
в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах,
которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1-й класс
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у
первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
2. Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для
развития у детей уверенности в себе.
3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли
учеников.
4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
5. Формирование навыков учебного сотрудничества.
6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как
предпосылки для освоения пространства школы.
8. Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.

6

5-й класс
1. Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение
уровня школьной тревожности.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации.
3. Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях.
4. Изучение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и
диагностика уровня адаптации пятиклассников (5 класс).
5. Консультирование учителей основной школы, их знакомство с индивидуальными
особенностями будущих пятиклассников.
10-й класс
1. Определить оптимальный учебный режим для вновь прибывших учащихся.
2. Создать условия для формирования благоприятного психологического климата общения
учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции.
3. Способствовать становлению группового коллектива.
4. Проводить наблюдение поведенческих параметров
коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.

с

целью

определения

5. Помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь
прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.
6. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов через внедрение
педагогической психологии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успешная адаптация, проявляющаяся на трёх уровнях:
1. Эмоциональный уровень: эмоциональное благополучие школьника.
2. Когнитивный уровень: развитие самосознания.
3. Поведенческий уровень: включённость в общение с окружающими людьми, способность
к ответственному поведению.


Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся всех ступеней.



Формирование позитивного “Образа Я” у школьников.



Активизация интереса педагогов к проблемам адаптации.

7

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ
Этапы

Виды деятельности
Проведение психолого-педагогической диагностики,
направленной на определение готовности к обучению в
следующем звене.
Групповые
родителей.

и

индивидуальные

консультации

Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями
Первый этап – определение ДОУ и учителями начальных классов, учителямиготовности учащихся к обучению предметниками с целью поисков путей преодоления
содержательных и методических «разрывов».
на новом возрастном этапе
Проведение совместных «круглых столов», носящих
на данном этапе общий ознакомительный характер: для
педагогов, набирающие первые классы с воспитателями
детских садов; учителей-предметников, классных
руководителей пятиклассников и учителей начального
звена, выпускающих 4 классы; учителей-предметников и
классных руководителей десятиклассников.
Составление социального паспорта класса
Проведение психолого-педагогической диагностики
Проведение консультативной и просветительской
работы, направленной на ознакомление взрослых с
основными задачами и трудностями периода адаптации,
тактикой общения и помощи детям, результатами
диагностики
Организация методической работы педагогов,
направленной на построение учебного процесса в
Второй этап - первичная
соответствии с индивидуальными особенностями и
адаптация к новым социальным
возможностями учащихся, выявленных в ходе
условиям (с сентября по январь)
диагностики и наблюдения в первые недели.
Организация педагогической поддержки учащихся
во внеучебное время.
Организация профилактической работы в период
адаптации.
Аналитическая работа, направленная на осмысление
итогов деятельности педагогов, родителей в период
первичной адаптации учащихся разных возрастных
групп.

8

Проведение круглых столов по разработке единой
системы требований к классам со стороны учителейпредметников.
Выявление характера и природы синдрома
дезадаптации в каждом конкретном случае, определение
путей оказания помощи этим учащимся.
Экспертные
опросы
учителей,
родителей;
диагностика неадаптированных учащихся; анализ
педагогической документации и материалов предыдущих
обследований.
Оказание родителям данных учащихся психологопедагогической помощи в форме индивидуальных
консультаций.
Третий этап - психологоИндивидуальное консультирование учителей по
педагогическая
работа
с вопросам общения с дезадаптированными учащимися.
учащимися,
испытывающими Привлечение специалистов разных профилей (при
особые трудности в период необходимости).
адаптации
Организация педагогической помощи учащимся,
испытывающим различные трудности в обучении с
учётом результатов их психодиагностики.
Проведение с учащимися, испытывающими особые
трудности в адаптации, коррекционно-развивающих
занятий с элементами тренинга.
Аналитическая работа по результатам, полученным
на третьем этапе, и соотнесение их с результатами
адаптации, проведение расширенного совещания по
итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к
приспособлению к новым социальным условиям.
Организованная таким образом работа по преемственности и адаптации имеет ряд
положительных моментов: обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к
каждой конкретной личности; каждый ребёнок имеет возможность адаптироваться в своём
индивидуальном темпе.

9

Приложение 1
ЦИКЛОВОЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Организация педагогических мероприятий
1
класс

№
1.

2.

3
4

Название мероприятия.
Родительское собрание «Особенности
начального общего образования. Подготовка к
школе. Знакомство с программой обучения и
воспитания первоклассников»
Консультации родителей «Взаимодействие
семьи и школы в адаптации первоклассников к
школе»
Оформление личных дел. Сбор информации
о детях. Определение группы здоровья
Классный час «Первоклассная семья».
Тренинг на сплочение коллектива.

Сроки

Ответственные

август

учителя,
педагогпсихолог

августсентябрь

зам.дир. по УВР
педагогпсихолог

зам.дир. по УВР
педагогпсихолог
зам. по УВР,
педагогоктябрь– психолог,
апрель
учителя
начальных
классов
сентябрь

4.

Контроль адаптации. Посещение уроков
учителей в первом классе.

5.

Совещание учителей при директоре с целью
январь
обсуждения реализации задач планирования.
Педагогический совет по соблюдении
преемственности дошкольного и начального
школьного
общего
образования.
Итоги
ноябрь адаптации
декабрь

6

5
1.
класс
2.

3.
4

5

Распределение нагрузки на предстоящий
учебный год.
Посещение
учителями-предметниками
уроков в 4-х классах, знакомство с будущими
пятиклассниками.
МПС “Готовность учащихся четвертого
класса к переходу в среднее звено”.
Родительское собрание
«Особенности
основного общего образования. Знакомство с
программой
обучения
и
воспитания
пятиклассников»

директор
директор,
зам. по УВР,
педагогпсихолог,
учителя
начальных
классов

декабрь

зам.дир. по УВР

апрель –
май

Учителяпредметники.

Участники
МПК.
директор,
зам. по УВР,
педагогсентябрь
психолог,
учителя 5
класса
Контроль адаптации. Посещение уроков
зам. по УВР,
учителей в пятом классе. Заседания МО по 5
педагогклассу
психолог,
учителя 5
класса
май

10

6.
10
10.
класс
2

31.

ПС “Итоги адаптационного периода
декабрь
пятиклассников”.
Совещание
“Итоги
реализации
профориентационной программы в 9 классе,
март
готовность к переходу в старшее звено”
Контроль адаптации. Посещение уроков
учителей в десятом классе. Заседания МО по 10
классу
Совещание “Итоги адаптационного периода
в 10 классе”.
декабрь

Участники
ПС

директор,
зам. по УВР,
педагогпсихолог,
учителя 10
класса

Социально-психологический компонент
№
1.

2.
3.

Название мероприятия.
Изучение социальных условий.
Составление социального паспорта 1, 5, 10
классов
Определение психосоматического здоровья
через анализ медицинских карт
Изучение эмоционального благополучия:
a) уровень развития тревожности – 1 и 5 класс
б) САН – 10 класс
в) Социальная адаптация – 10 класс

Сроки
сентябрь

Ответственные
классные
руководители

октябрь

мед. работник, кл.
руководители
психолог

ноябрь –
декабрь

Воспитательный компонент
№
1

2
3

Название мероприятия
Выставки работ первоклассников
“Я рисую школу”
Классные часы и другие мероприятия на
сплочение коллектива
Сочинение «Чему и как я учусь»
Экскурсии по школе

Сроки
сентябрь

Ответственные
учитель ИЗО

октябрь - ноябрь

кл. руководители

октябрь - ноябрь
в течение года

4

Социометрические исследования
межличностных отношений в классах

октябрь

5

Изучение уровня удовлетворенности
учащихся школьной жизнью.
Изучение уровня воспитанности.

декабрь

6

март.

учителясловесники
кл. руководители
Психолог,
классные
руководители.
Психологи.
Классные
руководители.

11

Диагностический компонент
№
1

3
4
5

6
7

Название мероприятия.
Класс
Изучение
функциональной 1
школьной зрелости (тест КернаЙерасика).
22
Наблюдение
поведенческих 1,5,10
особенностей учащихся.
Определение стартовых уровней
5,10
учебных достижений.
Изучение учебной мотивации
1,5
(рисуночные методики “Я в школе”).
1
“Диагностика
поведения
и
деятельности ребенка” опросник для
учителей.
Изучение
интеллектуального
10
развития учащихся. (ШТУР)
4
Изучение
интеллектуального
развития учащихся. (Методика для
диагностики интеллектуального
развития учащихся 4-х классов при
переходе в среднее звено»

Сроки
сентябрь

Ответственные
психолог

октябрь

психолог

ноябрь

зам.дир. по УВР.

ноябрь

психолог

ноябрь

психолог

декабрь

психолог

апрель

сихолог

Консультативный компонент
№
1

2
3
4

5
6

7
8

9

Название мероприятия.
Родительское
собрание
со
следующей тематикой: “Задачи семьи
и школы по созданию условий для
успешной адаптации обучающихся”
Подготовка
тематических
выставок для родителей.
Консультации
учителей для
родителей по вопросам адаптации
Анкетирование родителей по теме
“Удовлетворённость обучением в
школе»
“Ребенок пошел в школу”
родительское собрание в 1 классе.
“Итоги адаптационного периода”
родительские собрания в 5 и 10
классах.
“Время отдыха?” родительское
собрание в 10 классе.
“Как помочь ребенку в пятом
классе” родительское собрание в 5
классе.
Индивидуальное
консультирование родителей.

Сроки.
октябрь

Ответственные.
педагог-психолог,
учителя начальных классов

в течение
года
по
запросу
январь

педагог-психолог,
учителя
учителя

октябрь

психолог, учителя

ноябрь

психолог, учителя

декабрь

психолог, учителя

май

психолог, учителя

в течение
года.

психолог, учителя

педагог-психолог

12

Коррекционно-развивающий компонент
№
1

2

3
4
5
6
7

Название мероприятия.
Проведение тематических занятий
по программе адаптации с учетом
формирования компонентов учебной
деятельности.
Совместный
интеллектуальный
марафон
“Я
познаю
мир”
первоклассников
и
детей
подготовительной группы
“Здравствуй, школа!” адаптационные
занятия с первоклассниками.
Преодоление
школьной
тревожности. Групповая работа.
Индивидуальные
занятия
по
преодолению проблем адаптации
“Новички в средней школе”
Индивидуальные
консультации
вновь прибывших в 10 класс.
Профориентационные занятия по
программе “Моя профессия»

Сроки.
Ответственные
ноябрь
- педагог-психолог,
апрель
учителя
март

педагог-психолог,
учителя

сентябрьдекабрь
в течение
года
сентябрь –
май
I полугодие
I четверть

педагог-психолог,
учителя
педагог-психолог,
учителя
педагог-психолог,
учителя
педагог-психолог
педагог-психолог

I полугодие педагог-психолог

13

Приложение 2
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

1.

Обсудите и согласуйте требования к учащимся с учителем, преподававшим в
классе до Вас.

2.

Уделите особое внимание организации учебного процесса:
 готовности
к
уроку
(наличие
принадлежностей, порядок на парте);

необходимых

учебно-письменных

 правильности оформления тетради, оформления различных видов работ.
Расскажите о правилах, которые будете вместе соблюдать на занятиях.
Сделайте нормой единые дисциплинарные требования:

3.





начинать уроки со звонком;
готовиться к уроку на перемене;
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика.
учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в
кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.

4.

Грамотно структурируйте урок, производите смену видов деятельности,
следите за уровнем внимания и утомления учащихся.

5.

Заканчивайте занятие со звонком, не задерживайте детей. Урок в 5-м классе
должен включать физкультминутку.

6.

Домашнее задание не только объявляйте устно, но и записывайте на доске.
Обязательно комментируйте его, давайте необходимые инструкции по
оформлению.
Помните правило: объём домашней работы не должен превышать объём
классной работы. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их
в соответствии с возможностями и способностями учащихся.

7.

Помните, что урок должен быть с частой сменой видов и форм деятельности,
включать физкультминутку.

8.

На уроках не должна превышаться норма письма, главная общеучебная задача
любого занятия – достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.

9.

Выявляйте затруднения в усвоении учебного материала детьми, своевременно
приходите на помощь, поддерживайте атмосферу личного и коллективного
успеха в классе.

10.

Избегайте конфликтов. Строго следуйте нормам педагогической этики. Не
забывайте: «Ученик и учитель – союзники в достижении общего успеха».
14

Приложение 3
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

1.

Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным
составом заблаговременно.

2.

С первых дней обучения классе организуйте работу ученического актива.

3.

Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить
детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его
творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной
работы с учетом направлений в начальных классах.

4.

Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями
вопросы адаптации учащихся.

5.

Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями
начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в
учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы
школы.

6.

Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески
повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый
эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

15

Приложение 4
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА

КЛАССА

(в помощь классному руководителю при подготовке к малому педсовету
по преемственности и адаптации)
1.

В классе обучается

человек: девочек

2.

Полных семей

, неполных семей

3.

Многодетных семей –

4.

Возрастной состав:

5.

Уровень достигнутых результатов на предшествущем уровне обучения в
 только на “5” –

 на “4” и “5” –

 с одной “3” –

лет –

человек,

, мальчиков

лет –

человек,

лет –

человек

классе:

учащихся:

учащихся:

учащихся:

 группа учебного риска –

учащихся:

 группа риска девиантного поведения –

учащихся:

Положительные лидеры
Отрицательные лидеры
Психологический климат в классе

Оценка взаимодействия с родителями:

ДЕЗАДАПТАЦИЯ
№ п/п

“

”

Классный руководитель

ФИО

Проявления дезадаптации и их причины

года
/

/

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».