Программа здоровья МКОУ Ницинская СОШ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от «30» 08. 2022г.

Утверждена
приказом МКОУ «Ницинская СОШ»
от 30.08.2022г № 94-д.

X

Директор М.А.Полякова

Директор
Подписано: Полякова Маргарита Адольфовна

Долгосрочная целевая программа

«Здоровье»
(2022 - 2026 гг.)

с. Ницинское, 2022 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Долгосрочная целевая программа «Здоровье» на 2022-2026 гг.
Программы
(далее – «Программа»)
Основание
для 1.Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273–ФЗ «Об образовании
разработки Программы в Российской Федерации».
2.СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения»
Особенности организации питания детей
3.СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
4.СП3.1/2.4.3598-20 "Санитарно -эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Заказчик Программы
Управляющий совет МКОУ «Ницинская СОШ»
Разработчик
Администрация МКОУ «Ницинская СОШ»
Программы
Исполнители
- администрация ОУ,
Программы
- советник по воспитанию,
- педагог –организатор ОУ,
- классные руководители 1-11 кл.,
- педагог- библиотекарь ОУ,
- родительский комитет ОУ,
- школьный ученический совет
- ответственный за правовое воспитание в ОУ,
- педагог-психолог,
- педагогический коллектив ОУ,
- руководители кружков и секций ДО,
-медицинский работник ОУ,
- работники пищеблока,
-обслуживающий персонал.
Сроки
реализации 2022-2026 гг.
Программы
Цель Программы
Создание условий для сохранения и
формирования здоровья учащихся с целью повышения качества
образования.
Основные
задачи Создание психологически безопасной толерантной среды
Программы
образовательного процесса.
Вовлечение обучающихся в
активную деятельность по
укреплению и формированию здоровья на условиях партнерских
отношений.
Увеличение объема спортивно-оздоровительной работы в школе.
Формирование у обучающихся культуры здорового питания.
Совершенствование
подготовки
кадров
в
вопросах
здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Ожидаемые результаты Увеличение доли инновационных проектов в области
реализации Программы реализации здоровьесбережения.
Увеличение доли детей, имеющих положительную динамику
состояния здоровья по результатам диспансеризации (1 и 2
группы здоровья).
Увеличение доли обучающихся, систематически занимающихся
физической культурой и спортом.

Увеличение численности сотрудников школ, прошедших
повышение квалификации в области сохранения и укрепления
здоровья детей школьного возраста.
Снижение
уровня
нервно-психических
заболеваний
школьников.
Увеличение доли обучающихся, повысивших результаты
обучения.
Финансирование всего ___ тысяч рублей
Средства местного бюджета образовательных учреждений – ____
тыс. руб.
Средства областного бюджета образовательных учреждений –
_____ тыс. руб.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению.

Финансовое
обеспечение
программы, в том числе
по
источникам
финансирования
и
годам
реализации
программы
Система
контроля Исполнители
программы
представляют
Совету
школы
реализации Программы информацию о
сроках исполнения и эффективности
мероприятий, реализации программных целей и задач.

Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами
Современные социально - экономические сложности, переживаемые страной,
снижение роли государства в области социальных гарантий оказывают отрицательное
влияние на состояние здоровья детей. Сегодня Россия стоит на 68 месте в мире по
состоянию здоровья, а низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей
смертности негативно сказывается на демографии населения. В утвержденной тремя
министерствами РФ (здравоохранения, труда и социального развития, образования) "
Концепции охраны репродуктивного здоровья населения страны" остается одной из
наиболее острых медико - социальных проблем, являясь фактором национальной
безопасности, а значит проблемы охраны репродуктивного здоровья населения
приобретают особую социальную значимость.
Важную роль реализации Концепции призваны сыграть образовательные
учреждения. Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к
здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по
формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее
время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения
является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт
показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни,
более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских
специалистов таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:
50 % - образ жизни;
20 % - условия внешней среды;
20 % - особенности организма, наследственность;
8 - 12 % - система здравоохранения.
Проблема сохранения здоровья стоит особенно остро для жителей села Ницинское.
По данным диспансеризации учащихся за последние годы произошло резкое снижение
уровня здоровья учащихся и как следствие снижение мотивации учения. Это не может не
беспокоить педагогический коллектив. Родители зачастую некомпетентны в вопросах
формирования здоровья, поэтому эту функцию берет на себя школа. Более того, сама
окружающая среда села, а иногда и просто отдельно взятой семьи, не способствует
здоровьесбережению. Родители сами не пропагандируют здоровый образ жизни.
Следовательно, необходима системная комплексная работа по формированию
здоровой среды, здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её
лечить
Формирование здоровья ребенка на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от
условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
Каково же состояние здоровья детей нашей школы?
Сегодня к основным классам болезней, частота которых интенсивно возрастает в
процессе школьного обучения, на первое место выходит патология костно-мышечной
системы и болезни органов зрения.
Сколиоз - это заболевание, при котором страдает соединительная ткань, входящая в
состав всех органов человека. Поэтому сколиоз всегда сочетается с заболеваниями других
органов.
Анализ заболеваемости учащихся

№ п/п
I
II
II
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII

Виды заболеваний
Эндокринные заболевания
Кожные заболевания
Дефект речи
Опорно-двигательная система
Пониженное зрение
Тубинфицированные
Гастропатология
Невропатология
Лорпатология
Аллергические заболевания
Нефропатология
Хирургия
Сердечно-сосудистые заболевания

XIV
Прочее
ИТОГО

Количес
тво уч-ся
10
8
17
21
28
7
1
6
6
1
5
110

%
9
7
16
20
26
6
1
6
6
1
5
75%

Распределение учащихся по группам здоровья
Группа
здоровья
Общее кол-во
учащихся
I группа
здоровья

1- 4 классы

5 – 9 классы

10-11 классы

Итого

40

61

9

110

15

14

1

30

II группа
здоровья

23

47

8

78

III группа
здоровья
IV группа
здоровья

0

1

0

1

0

2

-

1

Распределение учащихся по группам физического воспитания
Группа

физического

воспитания

1-4 классы

5-9 классы

10-11
классы

Итого

40

61

9

110

30
8

36
22

6
3

72
33

1

2

Основная
Подготовительная
Специальная

3
-

Освобождение

от
1

уроков ФК

1

-

2

Учитывая вышеизложенное, и в связи с ориентацией педагогического коллектива
на принципы построения модели школы непрерывного образования, становится
очевидной необходимость разработки специальной комплексной программы "Здоровье",
предусматривающей целенаправленную систематическую работу в триаде: учитель ученик – родитель.
Актуальность и обоснованность программы
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям
государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших
задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на
первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в
соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы
образования Российской Федерации , Доктриной информационной безопасности РФ,
Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными
образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни учащихся).
Результаты медицинского осмотра учащихся МКОУ «Ницинская СОШ»
свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие классы заболеваний,
как:
- Невропатология.
- Пониженное зрение.
- Опорно-двигательная система.
Программа «Здоровье» - это комплексная программа, направленная на
формирование здоровье созидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение
и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности
вести здоровый образ жизни.
Основные цели, задачи и системные мероприятия программы
Цель программы: создание условий для сохранения и формирования здоровья
учащихся с целью повышения качества образования.
Задачи программы:
•Создание психологически безопасной толерантной среды образовательного процесса.
• Вовлечение обучающихся в активную деятельность по укреплению и
формированию здоровья на условиях партнерских отношений.
•Увеличение объема спортивно-оздоровительной работы в школе.
•Формирование у обучающихся культуры здорового питания.
•Совершенствование подготовки кадров в вопросах здоровьесбережения и
здоровьеформирования.
Реализация этих задач предполагает построение целостной системы
здоровьесбережения в образовательном учреждении, включающей следующие
компоненты: создание в рамках модернизации системы образования современных
санитарно-гигиенических условий, приобретение удобной школьной мебели, нового
технологического оборудования школьных столовых и дополнительных комнат
психологической разгрузки, оборудования для психолого-педагогических, медикосоциальных кабинетов, разработку и внедрение программ медиабезопасности,
профилактику употребления психоактивных веществ, мониторинг уровня заболеваемости
детей школы, внедрение программ по здоровьеформированию, увеличение двигательной
активности.

Увеличение объема спортивной работы и открытие различных спортивных секций
на базе школы приведет к «полезной» занятости учащихся и формированию навыков
ведения здорового образа жизни.
Кроме того, предусмотрено проведение обязательного школьного этапа
всероссийских соревнований «Президентские состязания» и «Президентские игры» для
всех обучающихся средней и старшей ступени.
Предполагается проведение мероприятий, направленных на формирование
культуры здорового питания.
Решение задачи по повышению квалификации, профессионального мастерства в
области здоровьесберегающих технологий учителей-предметников, учителей физической
культуры предполагает реализацию комплекса мероприятий.
По итогам программы возрастет уровень педагогов, подготовленных в области
сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста. В результате реализации
программы у ребенка должна сформироваться поведенческая модель формирования,
укрепления и сохранения своего здоровья.
Система программных мероприятий приведена в приложении 1.
Ресурсное обеспечение программы
Ресурсы:
квалифицированные
кадры
с
опытом
работы
с
использованием
здоровьесберегающих технологий,
развитие службы здоровья ОУ,
наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и
творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом
следящий за новейшими разработками в области образования.
85% учителей школы имеют первую и высшую квалификационные категории, 80%
учителей имеют награды краевого и российского уровней. При этом учителя постоянно
работают над повышением своей квалификации, представляя свой опыт на сетевых
методический объединениях. Для реализации программы задействуются члены
администрации и структурных служб: педагог - психолог, педагог - логопед, заместители
директора по учебной и воспитательной работе, руководители методических
объединений, медицинский работник, педагог-библиотекарь, а также классные
руководители. К реализации программы привлекаются члены родительских комитетов,
Управляющего совета школы.
Кроме того, в 1-5 классах, работающих по ФГОС, активно действует творческая
группа педагогов по проведению мониторинговых исследований. Для реализации ФГОС и
программы здоровья в школе создана группа сопровождения, в числе которой классные
руководители, педагоги дополнительного образования, педагог-библиотекарь, родители.
Школа активно сотрудничает с центром внешкольной работы «Эльдорадо» и детской
спортивной школой с. Туринская Слобода с целью качественной организации внеурочной
деятельности. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий
во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных,
действенно-практических возможностей учащихся.
Материально-технические ресурсы
В школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет,
тренажерный зал, компьютерный класс для проведения уроков здоровья, предметные
кабинеты. Работает кабинет педагога-психолога.

В
школе функционирует библиотека, укомплектованная литературой,
необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей
и учащихся. Имеются актовый зал, столовая.
Методические ресурсы
В школе действует постоянный методический семинар по здоровьеформированию,
осуществляется консультирование педагогов медицинским работником и другими
специалистами.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по
проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей), методические разработки
проведения классных часов по указанной проблематике подлежат накоплению с целью
обобщения опыта по реализации программы.
Информационные ресурсы
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и
укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется учительским
коллективом через школьный пресс-центр.
Концептуальные положения, определяющие реализацию программы
Ориентация МКОУ «Ницинская СОШ»
на признание ценности здоровья
учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет
первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В
связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет
актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована
стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности
учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к
обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает
формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого
человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического
сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ
полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и
психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1)
Здоровье участников образования.
2)
Культура здоровья.
3)
Здоровьесберегающая образовательная среда.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это
состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия
болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят
социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения
становятся собственные усилия человека, а именно: принципы обеспечения здоровья:
сохранение, укрепление, формирование (развитие) здоровья.
Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и
условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности
системного, валеологического и культурологического подходов в образовании Программа
опирается на следующие ведущие подходы:
1. Гуманистический,
личностно-ориентированный
подход,
предполагающий
признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого
отдельного субъекта образования.

2. Системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью
человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как
многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов
(соматических, психических, социальных и нравственных).
3. Созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность
которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и
здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного
оздоровления образа жизни.
4. Средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья
человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как
совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые
оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый
образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) Способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и
укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических.
2) Способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях
жизни.
3) Способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического,
экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента
культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка
иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция;
рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие
вредных привычек; валеологическое самообразование. Программа “Здоровье ” основана
на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного
подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
Основные направления реализации программы
Направления

Ценностные
установки

Задачи формирования
здорового и безопасного
ОЖ

Планируемые
результаты
формирования
культуры здорового и
безопасного ОЖ
Улучшение
Создание санитарно- Ценность здоровья Усовершенствовать
и
здорового
образа
условия
для
здоровьесозидающей
гигиенических и
жизни.
сбережения
здоровья
среды школы,
эстетических условий
учащихся в ОУ.
соответствие
СанПиН
Установка на
Увеличение доли
Работа с родителями Отношение к
здоровью
детей
безопасный,
здоровый
родителей,
– повышение статуса
как
к
главной
образ
жизни.
заинтересованных
в
семьи в вопросах
ценности.
Обеспечение
здоровье детей.
формирования
заинтересованного
Увеличение доли
здоровья
отношения родителей к
родителей,
здоровью детей как к удовлетворенных
главной ценности
образовательным
Вовлечение в
процессом
программу
Сохранение и
Снижение
Организация
образов.
Рациональная
укрепление
функционального
процесса
строится
с
организация учебной и
здоровья
учащихся
напряжения
и
учетом
гигиенических
внеучебной
средствами
утомления детей.
норм
деятельности
рациональной
Создания условий для и требований к оргаобучающихся

организации их
деятельности.

Организация
физкультурнооздоровительной
работы

Положительное
отношение к
двигательной
активности и
совершенствовани
е физического
состояния.

снятия перегрузки,
низации и объёму
нормального
учебной и внеучебной
чередования труда и нагрузки
отдыха.
(выполнение
Обеспечение
домашних заданий,
возможности
занятия в кружках и
обучающихся
спортивных секциях).
осуществлять учебную
Применение в
и внеучебную
учебном процессе
деятельность в
методов и методик
соответствии с
обучения, адекватных
возрастными и
возрастным
индивидуальными
возможностям и
возможностями.
особенностям
обучающихся.
Строгое соблюдение
всех требований к
использованию
технических средств
обучения, в том
числе компьютеров и
аудиовизуальных
средств.
Педагогический
коллектив учитывает
в образовательной
деятельности
индивидуальные
особенности развития
учащихся:
темп
развития
и
темп
деятельности.
Регулярное
проведение дней
Здоровья
Обеспечение
Полноценная
и
рациональной
эффективная работа
организации
с обучающимися
двигательного режима
всех групп здоровья
обучающихся,
(на уроках ФЗК, в
нормального
секциях).
физического развития и Рациональная и
двигательной
соответствующая
подготовленности
организация уроков
обучающихся всех
физической
возрастов.
культуры и занятий
Повышение
активно-двигательного
адаптивных
характера.
возможностей
Организация
организма.
динамических
Сохранение и
перемен,
укрепление здоровья
физкультминуток на
обучающихся.
уроках,
Формирование
способствующих
культуры здоровья.
эмоциональной
разгрузке и
повышению
двигательной
активности.
Организация работы
спортивных секций и

Формирование
стратегии
безопасного
поведения

Просветительская
работа с родителями
(законными
представителями)

Организация
здорового
питания

Семинары и
консультации
для учителей по
вопросам
создания
здоровье –
созидающей
образовательной
среды

Ценность здоровья
и здорового образа
жизни

Здоровье детей –
главная ценность
семейного
воспитания.

Сохранение и
укрепление
здоровья учащихся
средствами
рациональной
организации их
питания.
Ценность здоровья
и здорового образа
жизни.

Создание и реализация
в школе
дополнительных
образовательных
программ,
направленных на
формирование
ценности здоровья и
здорового образа
жизни. Внедрение
образовательных
программ по
формированию здоровья.
Просветительская
Работа - акции, проекты,
волонтерское
Движение.
Включение родителей
(законных
представителей) в
Здоровье-созидающую
и
здоровье-укрепляющую
деятельность школы.
Организация здорового
и рационального
питания.

Организация и
проведение семинаров и
консультаций для
учителей по вопросам
создания
здоровье-созидающей
образовательной
среды ОУ.

создание условий
для их эффективного
функционирования.
Регулярное проведение
спортивнооздоровительных
мероприятий.
Включение
учащихся в
здоровьесозидающую
деятельность

Сложившаяся (или
складывающаяся)
система работы с
родителями
(законными
представителями) по
вопросам охраны и
укрепления здоровья
детей.
Увеличение доли
учащихся ,
получающих горячие
завтраки.
Стабильность
показателей здоровья.
Формирование
валеологической
компетентности у
педагогов ОУ.

Условия (организационные механизмы) реализации программы
Стратегическое планирование программы осуществляется директором школы и его
заместителями совместно с Управляющим советом школы. Общее руководство
реализацией Программы «Здоровье» осуществляется руководителями структурных
подразделений (заместитель директора по ВР, педагог-психолог, преподавательорганизатор ОБЖ, которые формируют Службу здоровья школы. Заместители директора,
методический совет, которые организуют:

а) организационно-методическое сопровождение основных направлений
реализации Программы, б) общественную экспертизу методических материалов,
направляемых в банк ресурсов района, в) анализ содержания деятельности основных
направлений реализации Программы г) разрабатывает механизм тиражирования
перспективных результатов деятельности школы.
Постоянный
контроль
за
выполнением
программы
осуществляет
Педагогический Совет в пределах своих полномочий.
Результаты
контроля
представляются ежегодно директору школы и отражаются в публичной докладе.
Реализация основных мероприятий программы, касающихся работы с родителями
и педагогами- директор, заместители. Реализация основных мероприятий программы
работы с детьми, родителями – классные руководители,
педагоги дополнительного
образования, педагоги – предметники.
1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1.1. Здание школы, включая классные помещения, рекреации, туалеты, а также
Программа «Здоровье» оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям
СанПиНов.
1.2.
Для занятий физической культурой используется тренажерный зал.
1.3.
Занятия в школе проводятся в одну смену.
1.4.
Спортивный зал оборудован необходимым спортивным инвентарем.
1.5.
Наличие спортивного зала обеспечивает возможность проведения занятий
3 часа в неделю для каждого класса школы.
1.6.
В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры,
другое).
1.7.
На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на
свежем воздухе.
1.8.
Школьная столовая соответствует требованиям СанПиНов и позволяет всем
школьникам получать горячие завтраки и обеды.
1.9.
Школьное здание и школьная территория, кабинеты соответствуют
требованиям техники безопасности.
1.10. На пришкольном участке оборудована полоса препятствий для занятий на
свежем воздухе.
2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1.
В школе есть специалист, отвечающий за всю работу по содействию
здоровью школьников (педагог - психолог).
2.2.
В
обязанности педагога - психолога входит работа по содействию
здоровью школьников.
2.3.
Педагог- психолог школы прошел обучение и имеет сертификат на
проведение тренинговой работы (коммуникативные тренинги, тренинги личностного
роста, антинаркотические тренинги и др.).
2.3. Все педагоги школы прошли обучение по образованию в области здоровья.
3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
3.1.
В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом
оборудования.
3.2.
В медицинском кабинете есть дополнительное оборудование, позволяющее
проводить профилактические и лечебные процедуры (ингалятор и другое).
3.3.
В школе есть постоянная медицинская сестра.
3.4.
На каждого ребенка заведена медицинская карта.
3.5.
В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии
с декретированными сроками.

3.6.
НА базе больницы ОВП проводятся ежегодные прививки учащимся и
сотрудникам школы.
3.7.
В школе имеется изолятор.
3.8.
В школе существует картотека детей, подлежащих диспансерному
наблюдению.
3.9.
В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
4.1.
Все учащиеся в школе получают горячие завтраки и обеды.
4.2.
Завтраки и обеды отвечают потребностям растущего организма в основных
ингредиентах.
5. ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЗДОРОВЬЮ
5.1.
Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы,
оговоренные в СанПиНах.
5.2.
В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью.
5.3
В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым
нормативным и правовым документам.
5.4.
Школьная стратегия содействия здоровью предполагает вовлечение в
процесс всех сотрудников, учащихся школы и их родителей.
5.5.
В школе существует долгосрочный план по реализации стратегии
содействия здоровью школьников.
5.6.
Расписание уроков составляется в соответствии с требованиями САНПиН.
5.7.
Эффективность школьной программы подтверждается результатами работы
минимум за год.
6. ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ
6.1.
Во внеурочное время проводятся факультативы (другие формы занятий) для
девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики нежелательной беременности
и заболеваний, передающихся половым путем.
6.2.
Проводятся тренинговые занятия для детей групп риска по профилактике
наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным для территории
проблемам.
7. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ
7.1.
В школе учащимся запрещено курить.
7.2.
В школе запрещено курить педагогам и посетителям.
7.3.
На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.
7.4.
В школе запрещено употребление спиртных напитков.
7.5.
В районе школы не менее чем в 200 метрах от пришкольного участка нет
торговых точек с табачными и спиртными изделиями.
7.6.
Все случаи пропуска занятий контролируются школой.
7.7.
За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропуска
занятий или плохого поведения.
7.8.
За истекший год в школе не было драк, повлекших за собой обращение за
медицинской помощью.
7.9.
В школе существует наглядная информация по безопасности детей на
дорогах.
7.10.
На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.
8. СОТРУДНИКИ ШКОЛЫ
8.1.
Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры (1
раз в год).
8.2.
Сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.

8.3.
Сотрудники школы проходят все оздоровительные мероприятия наравне с
учащимися.
8.4.
Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии,
запланированном школой по линии содействия здоровью.
9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
9.1.
В школе проводятся занятия с родителями.
9.2.
Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью
школьников.
9.3.
По инициативе родителей в школе проходят мероприятия, направленные на
содействие здоровью школьников.
9.4.
В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия,
направленные на содействие здоровью школьников.
10. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ
10.1. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.
10.2. Школа принимает участие в районных, областных, всероссийских программах
содействия здоровью.
Оценка эффективности реализации программы
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках
мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных
заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля:
Мониторинг результативности выполнения программы.
Степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ.
Анализ статистических показателей и мониторинговых исследований.
Опросы учащихся, родителей, педагогов.
Общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех
участников образовательного процесса.
Общественная оценка педагогического совета качества работы школы .
Критерии эффективности реализации программы
Для школы:
1.
Количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
2.
Количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий, в которых принимает ОУ.
3.
Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурнооздоровительной работы.
4.
Снижение показателей по заболеваемости.
5.
Стабильность показателей по здоровью.
6.
Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
Для учащихся:
1.
Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками),
дней/уч-ся/год.
2.
Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
(воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год.
3.
Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании.
4.
Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях,
кружках по отношению к общему их количеству.
5.
Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их
количеству.
6.
Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.

Для педагогов:
1.
Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения
здоровья и безопасности учащихся по отношению к общему их количеству.
2.
Доля педагогов, владеющих здоровьесозидающими технологиями по
отношению к общему их количеству.
Социальный эффект от реализации программы
Для ОУ и родителей

Совершенствование
здоровьесберегающей
образовательной среды ОУ.
Развитие службы здоровья и службы
сопровождения.
Учет и реализация интересов основных
субъектов образовательного процесса.
Повышение
удовлетворенности родителей
качеством предоставленных образовательных
услуг.
Обеспечение
образовательных
запросов
учащихся, имеющих особые образовательные
потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к
ценности.

Для учащихся

8.Возможные риски реализации программы и пути их преодоления
Возможные сложности (риски) реализации
Программы
Формальный подход педагогов к реализации
здоровье - созидающей деятельности
Возможно неприятие инновационных форм
организации образовательного процесса на
валеологической основе частью педагогов
Недостаточность бюджетного финансирования

Пути их преодоления
Стимулирование деятельности педагогов в
области здоровье -созидания и
формирование установки на получение
результатов деятельности
- Просветительская работа с педагогами.
- Обучение педагогов на курсах
повышения квалификации.
- Методическая поддержка педагогов.
Поиск дополнительных финансовых
средств.

План реализации программы
№

1.

2.
3.

4.

Мероприятия
Разработка локальной нормативноправовой базы для организации работы
по сохранению и укреплению здоровья
учащихся
Создание материально-технического
обеспечения, направленного на
здоровье участников ОП
Проведение системы тренингов,
направленных на профилактику
эмоционального выгорания и
профессиональной деформации
педагогов.
Проведение воспитательных и
спортивных мероприятий,

Сроки реализации
2022г.

Ответственный
Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»

2022г.
2022– 2027 гг.

Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»
Педагог-психолог

Ежегодно через
отдельный план

Заместитель
директора по ВР

обеспечивающих формирование
здорового образа жизни.

5. Применение на уроках здоровье
формирующих технологий
6. Систематическая диагностика
состояния здоровья учащихся
7. Контроль за выполнением норм
СанПиН и охраны труда

8. Анализ состояния здоровья учащихся
9. Корректировка учебной программы по

физической культуре в соответствии с
результатами анализа здоровья
учащихся.
10. Проведение музыкальных и спортивных
перемен
11. Организация внеклассной работы по
физической культуре

12. Проведение традиционных

13.

14.

15.

16.

общешкольных спортивных
соревнований и спортивнооздоровительных мероприятий, Дней
здоровья - Участие в спартакиаде
школьников
Организация и проведение выездов за
город, туристических слетов и походов
Дней здоровья с привлечением
родителей учащихся
Содействие в проведении медикопрофилактических мероприятий
медицинскими работниками,
закрепленной за школой поликлиники
Создание системы информированности
родителей о результатах анализа
состояния здоровья и
профилактической работы в школе по
оздоровлению детей
Организация и проведение лекций и
родительских собраний по проблемам
возрастных особенностей обучающихся

17. Внедрение в образовательный процесс

Постоянно
Ежегодно, один раз
в четверть
Ежегодно, один раз
в четверть
Ежегодно, один раз
в полугодие
Ежегодно, один раз
в четверть
Постоянно
По отдельному
плану
в течение
учебного года
по графику
спорт.
соревнований.

Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»
Заместитель
директора по ВР
Учителя по ФЗК

Заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по ВР,
учителя ФЗК
Заместитель
директора по ВР,
учителя ФЗК

Ежегодно, по плану

Заместитель
директора по ВР

Постоянно

Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»

Ежегодно

Заместитель
директора по ВР

Ежегодно, один раз
в триместр

Классные
руководители,
заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по ВР

Постоянно

малых форм физического воспитания
(физкультурные паузы, подвижные
перемены, часы здоровья)
18. Профилактика травматизма

Постоянно

19. Создание зон отдыха и

Постоянно

психологической
разгрузки для обучающихся и учителей
20. Обеспечение внутренней и
антитеррористической безопасности и
охрана труда
21. Осуществление выборочного
косметического ремонта учебных и
служебных помещений

Заместитель
директора по УР
Мед. работник

Постоянно
Ежегодно

Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»
Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»
Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»

22. Обновление ученической мебели в

Постоянно

23. Поддержание здания ОУ в хорошем

Ежегодно

кабинетах и классах ОУ

состоянии (ежегодные косметические
ремонты, замена элементов систем
водоснабжения, теплоснабжения,
канализации, электрооснащения и др.)
24. Преодоление адаптационного периода
детей при поступлении в первый класс
в щадящем режиме
25. Лекции для родителей будущих
первоклассников «Как подготовить
ребенка к школе»
26. Обеспечение качественным горячим
питанием учащихся 1 – 11х классов

Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»
Администрация
МКОУ «Ницинская
СОШ»

Ежегодно

Классные
руководители

Ежегодно

Заместитель
директора УВР

Ежедневно

Зав. столовой

10.Этапы и сроки реализации программы
Реализация программы предполагается в период 2022-2027 гг. в три этапа:
I этап. 2022 г.
. - Подготовительный этап реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды
и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. 2022-2025 гг. . – Формирующе -преобразующий (Основной) этап.
Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности
школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и
социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной
деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской
общественности, социальных партнеров.
III этап 2026 г.
. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов
внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение
перспективных путей дальнейшего развития Программы
11.Ожидаемые результаты реализации программы
1. Создание
максимально
благоприятных
условий
для
формирования
здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
- повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
- формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
- снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
- повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
- усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
2. Наличие востребованного электронного банка ресурсов и методических разработок
в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ.
3. Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной
жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в
здоровом образе жизни.
4. Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех
участников образовательного процесса.
5. Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех
участников образовательного процесса.

6. Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной
работы.
7. Рост спортивных достижений обучающихся.
8. Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в
сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального
здоровья обучающихся (воспитанников).

Используемая литература:
1. Программа «Здоровье», д.м.н. Касаткина В.П. Вестник образования № 12 2001
2. Комплексная программа «Здоровье» Марочкина М.А. Пашковская Е.П. Фестиваль
педагогический идей «Первое сентября» 2006
3. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. 1-11 КЛАССЫ
«ЗДОРОВЬЕ» под ред. В.Н.Касаткина и Л.А. Щеплягиной. Дрофа, 2003 г.
4. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ, СОДЕЙСТВУЮЩЕЙ
ЗДОРОВЬЮ» - под ред. А.Г.Румянцева. Дрофа, 2004 г.
5. «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ШАГИ
ПО
СОЗДАНИЮ
ШКОЛЫ,
СОДЕЙСТВУЮЩЕНЙ ЗДОРОВЬЮ». Авторы:В.Н.Касаткин, С.М.Чечельницкая,
Е.Л.Рачевский. Дрофа, 2003 г.
6. «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ В
ШКОЛЕ». Авторы: Касаткин В.Н.,Дрофа, 2002 г.
7. «ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ КУРЕНИЯ В ШКОЛЕ». Авторы: Касаткин
В.Н., Дрофа, 2005 г., Дрофа 2006
8. «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ В ШКОЛЕ». Авторы: Касаткин В.Н., Дрофа
2006
9. Комплексная программа «Здоровье в общеобразовательной школе» А. Маркова
Директор школы № 8 2007 г.

Приложения
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА УЧАЩЕГОСЯ
I. Социальные условия
Ф. И. О. _______________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Домашний адрес, телефон ______________________________________
Ф. И. О. родителей:
Папа _____________________________________________________
Мама __________________________________________________________
Место работы родителей:
Папы _____________________________________________________
Мамы __________________________________________________________
Количество детей в семье (Ф. И.) _______________________________
_______________________________________________________________
Другие условия: _______________________________________________
II. Валеологическая характеристика
Группа здоровья ____________________________________________
Хронические заболевания ____________________________________
Простудные заболевания (редко, часто, не болеет) ______________
___________________________________________________________
Зрение ____________________________________________________
Осанка ____________________________________________________
Рекомендации ______________________________________________
___________________________________________________________
III. Логопедическая характеристика
Устная речь:
звукопроизношение ________________________________________
состояние словаря _________________________________________
грамматический строй речи _________________________________
связная речь ______________________________________________
Письменная речь:
- чтение ___________________________________________________
- письмо ___________________________________________________
Рекомендации ______________________________________________
___________________________________________________________

___________________________________________________________
IV. Психологическая характеристика
Способности _____________________________________________
Интеллектуальные особенности, влияющие на обучение:
мышление лучше развито ____________________________________
западает _________________________________________
память ______________________________________________
скорость обработки информации (работоспособность)______
__________________________________________________
внимательность ______________________________________
осведомленность, эрудиция ____________________________
Личностные особенности, влияющие на обучение:
волевой самоконтроль _________________________________
самокритичность ______________________________________
тревожность __________________________________________
психическое напряжение________________________________
потребность в общении ________________________________
энергия ______________________________________________
Межличностные особенности, влияющие на обучение:
социометрический статус _______________________
мотивация:
отношение к школе ____________________________
отношение к обучению ________________________
V. Учебная характеристика
Какие предметы предпочитает ______________________________
Степень активности на уроках _______________________________
_________________________________________________________
Работоспособность________________________________________
Как относится к оценкам? __________________________________
По каким предметам испытывает затруднения? В чем? __________
________________________________________________________
Особенности поведения:
дисциплина на уроках ___________________________________
дисциплина на переменах _______________________________
поведение вне школы __________________________________
Интересы вне школы:
чем занимается в свободное время? _______________________
_______________________________________________________
любит ли читать? ______________________________________

ТЕМАТИКА БЕСЕД, КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ, ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1-4 классы
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. "Чтобы зубы не болели".
3. "Беречь глаз как алмаз".
4. "Да здравствует мыло душистое".
5. "О хороших привычках".
6. "Учимся отдыхать".
7. "Загадки доктора Неболита".
8. "Ты и телевизор".
9. "ТВ + здоровье".
10. "Твой режим дня".
11. "Не видать грязнулям счастья".
12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".
13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".
14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".
15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках
физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок,
экскурсий и походов).
16. Занятия по профилактике наркомании.
5-7 классы
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".
3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".
4. "Кто наши враги".
5. "О спорт, ты - мир!".
6. "Режим питания".
7. "Вредные привычки и их преодоление".
8. "Пока горит свеча".
9. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных
привычек".
10. "Бросай курить - ты уже не маленький".
11. "Память: как ее тренировать".
12. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие
организма человека".
13. "Сотвори себя сам".
14. "Нет наркотикам".
15. "О ВИЧ-инфекции".
16. Занятия по профилактике наркомании.
8-9 классы
1. Цикл бесед "Гигиена умственного труда".
2. "Зависимость здоровья человека от окружающей среды".
3. "Вредные привычки и здоровье человека".
4. "Здоровье человека XXI века".

5. Гармония тела и духа".
6. "Кушайте на здоровье".
7. "Прелести "свободной любви""
8. "Умение управлять собой".
9. "Крик о помощи".
10. "Прощайте, наркотики!".
11. Занятия по профилактике наркомании.
12. "Суд над наркоманией".
13. "Исцели себя сам".
14. "Экзамены без стресса".
15. "Сделай правильный выбор".
16. "Разговор на чистоту".
17. Акция "Внимание, СПИД!".
18. "Не оборви свою песню!".
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (С
ПРИВЛЕЧЕНИЕМ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ)
1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",
2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",
3. "На контроле здоровье детей",
4. "Режим труда и учебы",
5. "Физическое воспитание детей в семье",
6. "Алкоголизм, семья, дети",
7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",
8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",
9. "Вредные привычки у детей",
10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",
11. "Вопросы, которые нас волнуют",
12. "Эти трудные подростки",
13. "Взрослые проблемы наших детей",
14. "Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования",
15. "Курение и статистика",
16. "Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф",
17. "Наркотики в зеркале статистики",
18. "Социальный вред алкоголизма",
19. "Психология курения",
20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".
21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе
оздоровительный эффект.
22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.
23. Родительские мини-клубы по совместному обсуждению проблем здоровья в семье,
детском саду и школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.