Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область,
Слободо- Туринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", ОГРН=1026602267780, СНИЛС=02591208639, ИНН
ЮЛ=6651002785, ИНН=665100332282, E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита
Адольфовна, SN=Полякова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Утвержден
приказом МКОУ «Ницинская СОШ»
от 30.08.2024 г. № 109-д
Учебный план
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Волейбол»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа разработана для разновозрастного детского объединения. По уровню освоения общеразвивающая.
Тип программы – модифицированная, разработана на основе изучения программ данного
направления и на основе авторской Дополнительной общеразвивающей программы спортивной
направленности «Волейбол», Манчик А.И., - Гремячинск: 2017, с изменением структуры программы
и коррекцией содержания.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной
базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов, способностей и
особенностей детей.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана
на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г.
№ ВК - 1232/09;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская средняя
общеобразовательная школа».
Актуальность программы обусловлено тем, что приоритетной задачей Российского
государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной
основой оздоровления нации. Здоровье подрастающего поколения представляет собой один из
критериев качества современного образования. Обучение по программе способствует содействию в
совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения;
созданию условий для поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических
качеств ребенка. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростносиловых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также
формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества,
чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти
соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других
действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои
возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в ходе спортивной борьбы.
Ещё одним актуальным аспектом программы является большой спрос со стороны детей и их
родителей на программы данного направления, т.к. материально-технические условия для
реализации волейбола в с. Ницинском имеются только на базе МКОУ «Ницинская СОШ».
Реализация данной программы позволит решить проблему занятости свободного времени детей,
формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области
физической культуры и спорта.
Педагогическая целесообразность - усложненные условия деятельности и эмоциональный
подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом
имеет влияние, которое оказывают занятия волейболом на рост и развитие мозга подростка.
Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей
между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В
волейболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от
ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях
является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка
ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Уровневость программы. Программа базового уровня предполагает овладение основами
техники волейбола, учащиеся продолжают разностороннюю физическую подготовку, выполняют
контрольные нормативы.
Адресат
общеразвивающей
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа базового уровня «Волейбол» рассчитана для работы с детьми 11 - 16
лет, отвечает требованиям современной жизни и учитывает возрастные особенности учащихся.
Возрастные особенности детей 11–13 лет:
- в качестве образцов для подражания вместо взрослых выступают сверстники;
- развитие духа соперничества, яркое стремление выделиться;
- интерес к повышенной сложности задач.
Возрастные особенности детей 13–16 лет:
- отроческий, переходный, сложный период, связанным с кризисами развития;
- переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной),
физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной);
- в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к
коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений;
- закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и
социальных установок личности.
Условия, созданные для реализации программы, обеспечивают полноценное физическое
развитие детей.
Для того чтобы реализовать потребности детей, проводятся различные мероприятия:
эстафеты, соревнование личные и командные, весёлые старты с родителями и детьми, в которых
учащиеся могут проявить все свои качества проявляемые в их возрасте. Родители обладают
возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной
зависимостью от них. Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои
возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Набор детей в группу осуществляется без предварительного отбора, принимаются все
желающие, проявляющие интерес к занятиям по волейболу и допущенные врачом к занятиям
физической культуры. Количество детей в группе: 12 - 15 человек.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на
обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Объем и срок освоения программы. Режим занятий.
Объем программы. Общее количество учебных часов по программе - 108 часов. В данной
программе представлено содержание на 3 года обучения. Продолжительность образовательной части
программы (года обучения) - 36 часа.
Режим занятий. Количество занятий в неделю – 1 час. Продолжительность занятия - 40
минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Перечень видов занятий: теоретические занятия, учебно-тренировочные занятия,
контрольные испытания.
Перечень форм подведения итогов: опрос; анкетирование; мониторинг динамики развития
физических качеств обучающихся; текущая, промежуточная (итоговая) аттестации; соревнования.
Цель и задачи программы
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным
занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качествах, расширение функциональных возможности организма.
Воспитательные:
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное
время;
-воспитание потребности к ведению здорового образа жизни.
Учебный план
Направленность
Название курса
группы
физкультурноспортивной
Волейбол
Количество часов в неделю
I
II
1
1
Всего
72
Список литературы
Литература для педагога:
- нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН).
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская
средняя общеобразовательная школа».
- литература, использованная при составлении программы:
1.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.(Работаем по новым стандартам).
2.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы:
спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский
спорт. 2005.-112с.
3.
Волейбол в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. – 128с.
4.
Железняк Ю. 120 уроков по волейболу: Учебное пособие для секций коллективов
физической культуры (для занятий с начинающими). М.: Физкультура и спорт, 1970. - 189с.
5.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1988.— 192с.
6.
Кулянский В.А. Волейбол. О судьях и судействе. М.: СпортАкадем Пресс, 2002. 134с.
7.
Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. М.: ООО «Издательство
Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 864 с.: ил. (Профессия – тренер).
8.
Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол»
(спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол»). / Под общей редакциейЮ.Д.
Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина – М.: 2016 – 210с.
9.
Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта:
Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр
«Академия», 2001.-480с.
Литература для обучающихся:
1.
Волейбол. Шаги к успеху / Барбара Л. Бонни Джилл Фергюсон; пер. с англ. М.: ООО
«Издательство «Астрель», 2004. - 161с.
2.
Клещев Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. — М.: Физкультура и спорт,
1979.— 231с.
3.
Оинума С. Уроки волейбола /Пер. с яп.; предисл. О.С. Чехова. М.: Физкультура и
спорт, 1985. – 112с.