Учебный план Музееведение

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область,
Слободо- Туринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29",
L=с.Ницинское, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", ОГРН=1026602267780,
СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785, ИНН=665100332282,
E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна, SN=Полякова, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Утвержден
приказом МКОУ «Ницинская СОШ»
от 30.08.2024 г. № 109-д

Учебный план
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Музееведение»
Пояснительная записка
Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным музеям,
которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего
поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной
деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры,
музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них
формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные,
материальные, художественные и культурные ценности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко –
краеведческой направленности «Музееведение» предполагает организацию деятельности
обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных
экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными
навыками основ музейной работы.
Программа разработана для разновозрастного детского объединения. По уровню освоения общеразвивающая.
Тип программы – модифицированная. Программа разработана на основе изучения программ
данного направления и авторской программы Смирнова Д.В. «Юные музееведы» - М.: Просвещение,
2011.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной
базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов студии, интересов, способностей и
особенностей детей.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музееведение»
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г.
№ ВК - 1232/09;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская средняя
общеобразовательная школа».
Актуальность программы заключается в том, что она соединяет в своей деятельности
образовательные и социокультурные технологии, увеличивая тем самым потенциал воспитательной
деятельности; приобщает школьников к истории культуры родного края через изучение
краеведческого материала, пробуждает у подростков чувство патриотизма.
Данная программа актуальна, т.к. направлена на усиление роли школьного музея как особой
воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей
системную картину мира, предоставляющей каждому обучающемуся равные права и возможности
для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах
деятельности.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что
музееведение содействует развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, музееведение неразрывно связано со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11 - 16
лет. Данный возраст - самый благоприятный для творческого развития, так же большое значение для
обучающихся имеет та сфера, в который ребёнок реализует себя. Например, в процессе общественно
полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как
равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в
социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает
организацию деятельности от простого собирательства предметов и артефактов к описанию
конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает
изучение методики исследовательской, фондовой, культурнообразовательной и экспозиционной
работы.
Набор детей в группу осуществляется без предварительного отбора, принимаются все
желающие, проявляющие интерес к занятиям. Количество детей в группе: 12 - 15 человек.

Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на
обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления
инструктажа по технике безопасности.
Уровневость программы. Программа базового уровня, которая предполагает
самостоятельность в действиях – используются формы организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний, общей и целостной картины в рамках содержания программы.
Объём общеразвивающей программы. Время освоения программы 1 год, общее количество
часов по программе - 72 часов. Продолжительность обучения по программе - 36 недели, период
обучения - с сентября по май.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 часа в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).
Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся на базе Ницинского школьного
комплексного краеведческого музея.
Форма обучения – очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические занятия
и практические занятия. В обучении применяются: фронтальная, индивидуальная, групповая,
индивидуально – групповая. В условиях изменения режима работы учреждения программа
реализуется с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседы, экскурсии, лекции, участие в научно-практических
конференциях, встречи, проектно-исследовательская деятельность, конкурсы, виртуальные
экскурсии, музейные уроки, игры-практикумы, игры-упражнения, круглый стол, деловая игра, квестигра, урок-квиз, лекция-спектакль, театрализованная экскурсия, музейная тропа, историкопатриотическая игра. В условиях изменения режима работы учреждения: видеолекции, мультимедиалекции, off-line-видеолекция, видеоконференция, видеотрансляция занятий, презентация, вебинар,
занятия в чате, веб-уроки и др.
Перечень форм подведения итогов:
1.
Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, дискурс, письменный опрос,
тестирование).
2.
Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, экскурсий, презентация,
портфолио.
3.
Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
4.
Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
5.
Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
6.
Групповая оценка работ.
7.
Деловая игра.
8.
«Портфель экскурсовода».
9.
Игра-практикум.
10.
Викторина, тематический кроссворд.
11.
Доклад, эссе.
12.
Творческий отчет.
В условиях изменения режима работы учреждения: тесты, устный и письменный контроль,
практические работы, проекты, реферат, презентация, творческий видео-отчёт.

Цель и задачи программы
Цель программы: формирование социальной активности, интеллектуального развития
подростков путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую и музейную
деятельность; воспитание гражданственности, готовности личности к патриотическому поведению.

Задачи
Обучающие:
- расширить кругозор обучающихся и информированности в области музееведения и краеведения;
- углубить и расширить имеющиеся знания обучающихся по истории родного села и края;
- формирование умения овладения основными знаниями на уровне практического применения,
умения передавать свой опыт младшим членам коллектива;
- формирование умения видеть проблемы, формулировать задачи, и искать средства их решения,
получение социального опыта.
Развивающие:
- способствовать развитию у обучающихся желания и умения приобретать знания по истории
родного края, музейного дела;
- реализовать умственный, духовный, физический, творческий потенциал учащихся;
- развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и
первоисточниками через подготовку экскурсий, докладов, рефератов по краеведению, описание
экспозиций и т.д.;
- развивать интерес обучающихся к научно-исследовательской работе.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;
- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого
является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему
Отечеству, своему народу;
- формировать у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей
родного края;
- формировать активную жизненную позицию на основе коллективной работы, участии их в
интересном и полезном для общества деле.

Учебный план
Направленность

Название курса
группы

туристко –
краеведческая

Музееведение

Количество часов в неделю
I

II

2

2

Всего

144

Список литературы
Литература для обучающихся:
1. Бурганов И.А. Музей в XXI веке. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Все музеи России. Энциклопедический справочник в 3-х т. – М.: Бестселлер, 2006
3. В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная
книга”, 2017.
4. Емельянова Э. Л. Расскажите детям о музеях и выставках Москвы. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,
2009.
5. История Урала с древнейших времён до конца ХIХ века. КН.1 «СВ – 96», Екатеринбург, 1998.
6. История Урала ХХ век. Кн.2. «СВ – 96», Екатеринбург, 1998.
7. Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 1999.
8. «Музеи мира», изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002.
9. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. –
2010. - № 9.
10. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., «Карапуз», 2010.
11. Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2013.
12. Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное образование. –
2010. - № 3.
Литература для педагога.
1. Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музей-культураобщество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992.
2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско- краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (в
помощь учителю, руководителю кружка). М., 2012.
3. Борисова. Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982
4. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. N 1.
5. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003.
6. Даринский А.В. Краеведение: пособие для учителя. М., 2017.
7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2016.
8. Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в
школе. 2009. N 4.
9. Кудрина Т.А. Музей и школа: пособие для учителя. М., 2016;
10. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое
пособие. Нижний Новгород, 2015.
11. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
12. Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. 2005. №4.
13. Нагорский, Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика.
2005. №5.
14. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации. М., 2016.
15. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации.
М., 2015.
16. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., 2017.
17. Тельчаров И.А. «Основы музейного дела». М., Омега-Л., 2005.
18. Фролова, И. Н. Детский музей в школе / И. Н. Фролова // Музей и общество. Проблемы
взаимодействия. М., 2001.
19. Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., «Академический проект», 2013;
20. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2012.

21. Юхневич, М.Ю. Когда школьник приходит в музей // Сов. музей 1984. № 1.
22. Юхневич, М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов. музей. 1989. №1
Список специальной используемой литературы
1. Голиков А.Г. Методика работы с историческими источниками. Учебное пособие. М.,
Academia, 2014.
2. Дмитриева О.И. Музейное дело России. М., ВК, 2010.
3. Долженко Г.И. Экскурсионное дело. М., МарТ, 2008.
4. Добрина Н.А. Экскурсоведение. Учебное пособие. М., Флинта, 2011.
5. Дубов И.В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб,
СПбГУ, 2004.
6. Методические рекомендации. Научное описание музейных предметов основного вещевого
фонда. М., «Знание», 2012г.
7. Методические рекомендации по комплектованию фондов. М., 2013г.
8. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. Курс лекций. М., ОмегаЛ, 2005
Интернет – ресурсы:
1. Музейный форум
http://www.museumforum.ru/index.phphttp://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp
2. Российская
музейная
энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZ
3. Российский сайт «Музеи России» http://www.museum.ru
4. Кремлевский музей http://www.kremlin.museum.ru/ru/main/mueums/
5. Музеи мира http://www.museum.ru/mus/location.asp?map=ru®ion=2
6. Виртуальная экскурсия http://www.museum.ru/mus/
7. Музеи Москвы //www.museum.ru/wm/
8. Музеи Санкт-Петербурга http://peteris.narod.ru/index.htm
9. Музейные профессии http://www.museum.ru
10. Федеральный краеведческий портал http://www.protown.ru
11. Сайт по краеведению России http://www.mycicerone.ru
12. сайт виртуальных экскурсий http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html
13. Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура,
усадьбы, памятники http://culttourism.ru/
14. ЦОР
«Живая
родословная»
b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623
15. Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».