Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область, СлободоТуринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1026602267780, СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785,
ИНН=665100332282, E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна,
SN=Полякова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Полякова М.А.______________
Приказ № 109-д от 30.08.2024 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юные инспектора дорожного движения»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1год
Автор – составитель:
Сергеев Артём Николаевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
с. Ницинское, 2024 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование программы:
Дополнительная
общеразвивающая программа
дорожного движения»
II Направленность:
III Сведения о педагоге
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, телефон
Социально-гуманитарная
IV. Сведения о программе
1. Нормативная база
общеобразовательная
«Юные инспектора
Сергеев Артём Николаевич
1990
Высшее
Преподаватель-организатор ОБЖ
Первая
аs210690@mail.ru
89521344642
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до
2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31
марта 2022 года № 678 – р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам”.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного
образования
детей,
направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г.
№ ВК - 1232/09.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №
162 -Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
- Приказ Министерства общего и профессионального
2. Объём и срок освоения.
3. Форма обучения:
4. Возраст обучающихся:
5. Тип программы
6.Уровень
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:
2.Учебные разделы (в
соответствии с учебным планом)
3.Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
4. Формы мониторинга
5. Дата утверждения и последней
корректировки
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания
государственной
услуги
в
социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации).
- Устав МКОУ «Ницинская СОШ»
1 год, 72 часа
Очная
10-12 лет
Модифицированная
Базовый
Формирование
личности,
обладающей
компетентностью в области безопасного поведения в
дорожно-транспортной среде, умением противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу для
жизни.
Введение,
организация
дорожного
движения,
дорожные знаки, первая помощь, МЫ за безопасность,
Я-велосипедист.
Методы:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение,
лекции, дискуссия, метод примера.
2.Наглядные методы: использование экспонатов,
подлинных вещей; просмотр фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3.Практические методы: ролевые игры; выполнение
рисунков.
4.Методы стимулирования и мотивации
Основной формой организации образовательного
процесса являются теоретические и практические
занятия, комплексные тренировки.
Входная диагностика проводится в начале учебного
года в виде тестовых заданий, собеседования сдачи
норматива и фиксируется исходный уровень
обучающегося.
Текущий контроль проводится в течение учебного
года, для выявления уровня овладения обучающимся
знаниями, умениями и навыками по каждому
пройденному разделу (см. Приложение 2).
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года
с целью определения уровня освоения образовательной
программы, реализации поставленных задач в
обучении, воспитании и развитии и соотнесения
полученного результата с целью образовательной
программы.
30.08.2024 г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ........................5
1.1 Пояснительная записка ...........................................................................................................5
1.2 Цель и задачи программы .......................................................................................................7
1.3. Содержание программы .........................................................................................................8
Учебно-тематический план ..........................................................................................................8
Содержание учебно-тематического плана ................................................................................10
1.4. Планируемые результаты ....................................................................................................13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..........14
2.1. Условия реализации программы .........................................................................................14
2.2.Формы аттестации. Оценочные материалы ........................................................................15
2.3. Список литературы ...............................................................................................................17
ПРИЛОЖЕНИЕ ...........................................................................................................................18
4
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
инспектора дорожного движения» (далее – ЮИДД) социально – гуманитарной
направленности.
Тип программы - модифицированная. Программа разработана на основе
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по обучению детей
безопасному поведению на дороге «Безопасные дороги детям», авторы Лалетина О.В.,
Валеева И.С., комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «ЮИДД» разработана на основании следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки
РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 -Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
5
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации).
- Устав МКОУ «Ницинская СОШ»
Актуальность. Проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым
годом становится все более очевидной. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни.
Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города быстро
возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших
задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.
Обеспечениедетской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства.
В настоящее время общеобразовательные учреждения решают проблему обучения
детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но этого
недостаточно для того, чтобы воспитать грамотного участника дорожного движения.
Нерадостную ситуацию на дорогах подтверждает анализ дорожно-транспортных
происшествий с участием детей, проводимый сотрудниками ГИБДД. Рост детского
дорожно-транспортного травматизма постоянно заставляет искать эффективные пути
решения указанной проблемы. Обучение по данной программе позволяет восполнить
дефицит позитивного опыта в области соблюдения ПДД. Поэтому очень важно помочь
подрастающему поколению сформировать установки законопослушного гражданина
соблюдающего правила дорожного движения.
Адресат программы. В реализации данной образовательной программы участвуют
дети от 10 до 12 лет (4-6 классы).
У младших подростков 10-12 лет особенно развит познавательный интерес,
поэтому программой предусмотрены теоретический материал, разбор и анализ
конкретных ситуаций. В этом возрасте резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и
действий, поэтому коллективная работа, работа в подгруппах – важная составляющая
программы.
Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления
личности, поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие
учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела,
утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы
соответствовала личным желаниям личности.
Формирование групп с количеством обучающихся от 12 – 15 человек. Группы
разновозрастные. К освоению программы допускаются все дети без исключения.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и
закрепления инструктажа по технике безопасности.
Программа базового уровня, который предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
6
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Режим занятий. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1
год обучения, 72 часа.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа
составляет 40 минут.
В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы
учреждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Перечень форм обучения: типовые (сочетающие в себе объяснение и
практическое упражнение); собеседование; консультации; экскурсии; самостоятельная
работа; викторины; игры; тесты; моделирование и анализ дорожных ситуаций, маршрутов
безопасности; групповые формы занятий, индивидуальные консультации.
Перечень видов занятий: тренировочные упражнения, практические работы,
тренинги, агитбригады, театрализованные представления, встречи за круглым столом с
представителями ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.
Перечень форм подведения итогов: тестирование; анкетирование; решение
практических заданий на знание ПДД.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование личности, обладающей компетентностью в
области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умением противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- познакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий
разметки проезжей части;
- обучить формам и приемам пропаганды безопасности дорожного движения среди
сверстников;
- сформировать навыки оказания доврачебной медицинской помощи;
- сформировать навыки безопасного управления велосипедом, привить умение
пользоватьсяобщественным транспортом.
Развивающие:
- формирование у обучающихся устойчивых позитивных поведенческих реакции,
направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- развитие у учащихся умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- развитие у учащегося такого умения, как быстрота реакции, внимательность,
наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление,
самообладание, находчивость.
7
Воспитательные:
- воспитание у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои
действия на дороге;
- повышение правовую культуру обучающихся, как участников дорожного
движения;
- формирование осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей
части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к
жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
- формирование чувства ответственности;
- развитие коммуникативных навыков через участие в коллективных делах
детского объединения
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
8
№
п/п
Формы аттестации и
контроля
Количество часов
Название раздела
всего
теории
практик
и
1
6
1
2
2.1
2.2.
2.3.
3
Введение
Организация дорожного
движения
Дорожная этика
Азбука дороги
Опасность на дороге
Дорожные знаки
2
2
2
14
1
1
6
1
2
1
8
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
Предупреждающие знаки
Знаки приоритета
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Тест
Опрос
Практическая работа
3.5.
Знаки особых предписаний
2
1
1
Викторина
3.6.
Вертикальная и горизонтальная
дорожная разметка
Игра «Путешествие в страну
дорожных знаков»
Азбука спасения
2
1
1
1
2
3.7.
4
2
4
2
Викторина
Беседа
Игра
16
8
8
2
1
1
2
1
1
Практическая работа
4
4
4
12
2
2
2
2
2
2
2
10
Опрос
8
2
6
Результаты участия
5.2.
Мероприятия по профилактике
детского дорожнотранспортного травматизма
Патрулирование
4
Наблюдение
6
Я – велосипедист!
10
3
7
6.1.
Устройство велосипеда и
правила его эксплуатации
Велосипедист - водитель
транспортного средства
Подготовка к соревнованиям
2
1
1
Тест
8
2
6
Наблюдение
13
Результаты
соревнований
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5
5.1.
6.2.
7
Итого:
Служба скорой медицинской
помощи
Первая помощь при ушибах,
вывихах, растяжениях
Кровотечения
Переломы
Ожоги. Обморожения
МЫ за безопасность!
4
13
72
22
9
50
Содержание учебно-тематического плана
Введение
Теория: Содержание, цель, задачи образовательной программы. Направление
деятельности отрядов ЮИДД. Роль отрядов в обеспечении безопасности дорожного
движения. Взаимодействие с ГИБДД. Техника безопасности на занятиях детского
объединения.
1.
Организация дорожного движения
2.1.
Дорожная этика
Теория: Правила дорожного движения - основной закон дороги. Из истории
правил дорожного движения Российской Федерации. Основные понятия и термины,
используемые в правилах. Требования к участникам дорожного движения. Обязанности
водителей и пешеходов. Ответственность водителей и пешеходов.
Практика: Ролевая игра «Грамотный пешеход». Загадки, викторина «Игра в
термины». Игра «Немое кино» - с помощью пантомимы изобразить правила для
пассажиров.
2.2.
Азбука дороги
Практика: Разработка и защита пешеходных маршрутов: «Маршрут безопасного
движения», «Безопасный путь в ...».
Формы контроля: викторина
2.3.
Опасность на дороге
Теория: Дорожно-транспортные происшествия, их причины и последствия.
Столкновение. Наезд: на препятствие, на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на
стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных.
Статистика дорожно-транспортных происшествий. Предупреждение и профилактика
дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности: ремни безопасности,
преднатяжители, подголовники, подушки безопасности, детские удерживающие
устройства.
Практика: Составление сигнальной (технологической) карты «Виды дорожнотранспортных происшествий - средства безопасности». Просмотр видеофильмов.
Формы контроля: беседа
2.
Дорожные знаки
3.1.
Предупреждающие знаки
Теория: Знаки, информирующие водителя о приближении к участку дороги, на
котором участник движения подвергается какой-либо опасности, для защиты от которой
требуется принятие определённых мер.
Практика:
Мультимедийные
игровые
задания,
раскраски,
тест
«Предупреждающие знаки».
Формы контроля: тест
3.
10
Знаки приоритета
Теория: Знаки, которые устанавливают очередность проезда перекрестков,
пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски.
Формы контроля: опрос
3.3.
Запрещающие знаки
Теория:
Знаки,
которые
вводят
или
отменяют
определенные
ограничения движения.
Практика: Составление дорожной карты села, указывая изученные ранее знаки.
Формы контроля: практическая работа
3.4.
Предписывающие знаки
Теория: Форма — круглая, фон — синий, рисунки — белые. Знаки, которые
предписывают участникам дорожного движения определённые действия.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски.
3.5.
Знаки особых предписаний
Теория: Знаки, которые вводят или отменяют определенные режимы движения.
Практика: Мультимедийные игровые задания, раскраски.
Формы контроля: викторина
3.6.
Вертикальная и горизонтальная разметка
Теория: вертикальная дорожная разметка, горизонтальная дорожная разметка.
Практика: решение дорожных ситуаций на макете города.
3.7.
Игра «Путешествие в страну дорожных знаков»
Практика: игра-путешествие, закрепляющая пройденный материал.
Формы контроля: игра
3.2.
Азбука спасения
4.1.
Служба скорой медицинской помощи
Теория: Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Служба
скорой медицинской помощи. Телефоны экстренного вызова.
Практика: Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного креста в
годы ВОВ». Ролевые ситуации «Вызов скорой помощи».
4.2.
Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях
Теория: Ушиб. Признаки ушиба. Первая помощь при ушибах различного
характера. Растяжения связок. Первая помощь при растяжениях. Вывих. Симптомы
вывиха. Типичные вывихи при дорожно-транспортном происшествии. Оказание первой
доврачебной помощи при вывихах.
Практика: Оказание первой медицинской доврачебной помощи при ушибах,
вывихах, растяжениях.
Формы контроля: практические задания
4.3.
Кровотечения
Теория: Виды кровотечений. Методы временной остановки наружного
4.
11
кровотечения. Правила наложения жгута. Сгибание конечности, наложение давящей
повязки.
Практика: Просмотр учебного фильма «Раны. Кровотечения». Оказание первой
медицинской доврачебной помощи при наружном кровотечении с помощью подручных
средств и средств из автомобильной аптечки.
Формы контроля: опрос
4.4.
Переломы
Теория: Виды переломов. Признаки и симптомы переломов. Первая доврачебная
медицинскаяпомощь. Общая характеристика транспортной иммобилизации. Виды шин.
Практика: Просмотр учебного фильма «Переломы». Оказание первой
доврачебной помощи припереломах.
4.5.
Ожоги. Обморожения
Теория: Виды ожогов. Степени ожогов. Первая доврачебная медицинская
помощь при ожогах различного характера. Обморожение. Признаки и симптомы. Степени
обморожения. Наложение стерильных повязок.
Практика: Просмотр учебного фильма «Ожоги». Оказание первой доврачебной
медицинской помощи при ожогах различной степени. Оказание первой доврачебной
помощи при обморожениях.
5.
МЫ за безопасность!
Мероприятия по профилактике
5.1.
детского дорожно-транспортного
травматизма
Теория: Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма: операции,акции, конкурсы, «минутки безопасности».
Практика: Участие в акциях «Безопасный переход «Зебра», «Внимание! Знак
«Дети!», «Будь рядом в трудную минуту», «Безопасные каникулы».
Формы контроля: результаты участия
5.2.
Патрулирование
Практика: патрулирование на улицах села с целью предупреждения детского
дорожно-транспортного травматизма и закрепление знаний, полученных на занятиях.
Формы контроля: наблюдение
Я – велосипедист!
6.1.
Устройство велосипеда и правила его эксплуатации
Теория: Устройство велосипеда и правила его эксплуатации. Разборка и сборка
велосипеда. Неисправности и их устранение.
Практика: Частичная разборка велосипеда. Устранение неисправностей седла,
колеса, руля, каретки, педалей. Регулировка колес. Тренировочная езда на велосипеде.
Упражнения на сохранение равновесия.
Формы контроля: тест
6.2.
Велосипедист - водитель транспортного средства
6.
12
Теория: Правила езды на велосипеде. Предупредительные сигналы, подаваемые
велосипедистами. Просмотр д/фильма «Заяц в седле»
Практика: Упражнения на сохранение равновесия. Отработка элементов
маневрирования. Фигурное вождение на специальной асфальтированной площадке, с
использованием фигур: «змейка», «восьмерка», «желоб», «коридор из досок», «качели»,
«стиральная доска». Контрольный зачет по фигурному вождению. Решение билетов для
велосипедиста. Подготовка к районным соревнованиям «Безопасное колесо».
Формы контроля: наблюдение
Подготовка к соревнованиям
Практика: Обучающиеся готовятся к соревнованиям разного уровня (районным,
окружным, областным, всероссийским). Содержание подготовки определяется
Положениями о соревнованиях.
Формы контроля: результаты соревнований.
7.
1.4. Планируемые результаты
Образовательные:
- знают правила дорожного движения и причины ДТП;
- умеют понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
- знают важнейшие дорожные знаки, указатели, линии разметки проезжей части;
- владеют формам и приемам пропаганды безопасности дорожного движения среди
сверстников;
- умеют оказывать доврачебную медицинскую помощь;
- владеют навыками безопасного управления велосипедом, умеют пользоваться
общественным транспортом.
Развивающие:
- ориентируются в дорожно-транспортной ситуации;
- быстро реагируют, внимательны, наблюдательны, развиты зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость развиты.
Воспитательные:
- дисциплинированны и ответственны за свои действия на дороге;
- осознают опасность неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения
правил дорожного движения;
- бережно относятся к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения;
- владеют коммуникативными навыками.
13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Кадровые: Реализовывать программу может преподаватель-организатор ОБЖ,
имеющий высшее образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и
опытом практической деятельности.
Организационно-педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
- возможность участия в районных, окружных, региональных международных
конкурсах (соревнованиях);
- сотрудничество с родителями и другими коллективами (ГИБДД Байкаловского
отделения Полиции).
Материально-технические:
Для занятий детского объединения используется: актовый зал, кабинет
«Светофор» МКОУ «Ницинская СОШ»;
- внутренний двор школы, с нанесенной разметкой, имитирующей перекресток,
- велосипеды;
-аптечка автомобильная, перевязочные материалы;
-компьютеры и программное обеспечение;
-магнитофон;
-магнитные доски для моделирования дорожных ситуаций.
Информационные ресурсы:
-Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»- М.: Просвещение, 2013
- Обучающая настольная игра «Светофор», 2010
Интернет-ресурсы:
http://yuid.ru/
http://www.dddgazeta.ru/yuid/
http://uidru.cdutt.ru/
http://www.gibdd.ru/
http://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-pdd-dlja-shkolnikov.html
Методические условия. Программа построена по технологии
дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и
отслеживании результатов реализации программы, разработанной по 3 уровням
сложности, учитывая состояние здоровья и особенности развития учащихся. Это
позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей,
расширять поле их возможностей.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и разделов
согласно возрастным особенностям.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические
и практические занятия, комплексные тренировки. Программа предполагает групповые
14
занятия, а также проведение и участие в массовых мероприятиях.
Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей невозможна
без знания педагогом форм и методов проведения занятия в детском объединении.
Для реализации поставленных задач на занятиях детского объединения
используются следующие методы:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, метод
примера.
2.Наглядные методы: использование экспонатов, подлинных вещей; просмотр
фотографий, видео-фильмов, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3.Практические методы: ролевые игры; выполнение рисунков.
4.Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоциональноценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному
поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки); долга и
ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные
требования, разъяснять положительное в получении знаний).
Основными подходами в работе с детьми являются разнообразие, динамизм,
творчество и вовлеченность. Это реализуется через различные мероприятия, где
обучающиеся могут проявлять свои творческие способности, обнаружить лидерские
качества, воплотить свои идеи. Дети организуют маршруты безопасности, выпускают
листовки, проводят беседы с детьми младшего школьного возраста и т.д., а под
руководством сотрудников ГИБДД - со всеми участниками дорожного движения.
Необходимым условием реализации данной программы является взаимодействие
(сотрудничество) педагога детского объединения «ЮИДД» с работниками
Государственной инспекции безопасности дорожного движения, воспитателями
дошкольных, педагогами общеобразовательных учреждений в организации и проведении
мероприятий по профилактике ДТТ.
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
Формы аттестации. Оценкой качества освоения программы и индивидуальной
динамики обучающегося предусмотрены следующие формы диагностики, контроля и
аттестации:
Входная диагностика проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий,
собеседования сдачи норматива и фиксируется исходный уровень обучающегося.
Текущий контроль проводится в течение учебного года, для выявления уровня
овладения обучающимся знаниями, умениями и навыками по каждому пройденному
разделу (См. Приложение 2). В Карте результативности обучения по программе
фиксируется участие обучаюшегося в мероприятиях (уровень - учреждение, район,
область). (См. Приложение 1)
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года с целью определения
уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в
15
обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью
образовательной программы. При итоговом анализе общий уровень (См. Приложение 1)
усвоения программного материала обучающимися определяется по трём уровням:
низкий – усвоение программы в неполном объеме, на уровне
воспроизведения терминов, понятий, представления, суждений, теоретические и
практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне
коллектива;
средний – усвоение программы в неполном объеме, теоретические и
практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне
коллектива;
высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью,
обучающийся имеет высокие достижения (победитель областных соревнований, района и
т.д.); активный участник в жизни детского объединения.
16
2.3. Список литературы
Список литературы для педагога:
1.
Аксельрод, А. Ю. Скорее «Скорой» [Текст] / А. Ю. Аксельрод. – М. : Медицина,
1990. – 80 с.
2.
Бачевский, Р.И. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Бачевский Р.И.,
Буланова В.В., Шальпова Т.К. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
– 143 с.
3.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов
н/Д: Фе- никс, 2006.
4.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй
школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
5.
Комлева, А.Л. Дети и дорога [Текст] / А.Л. Комлева. – М.: Молодая гвардия, 1998 –
156 с.
6.
Комлева, А.Л. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ [Текст] / А.Л.
Комлева. - Волгоград :Аваста, 1994. – 98 с.
7.
Шелков, Ю.Д. На зеленый свет [Текст] / Ю.Д. Шелков. – М.: ДОСААФ ССР, 1980.
– 187 с.
8. Щелканова, Т. Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в
дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008. – 96 с.
9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое
посо-бие. Москва, «Третий Рим», 2008. – 130 с.
10.
ЯкуповА.М.
«Формирование
транспортной
культуры
школьников»:
Челябинск,2008.-367с.
Список литературы для обучающихся:
1.
Алексанян Г. Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях –
Москва,Астрель 2005 – 135 с.
2.
Богачек Б.И. Наш друг – велосипед. – Свердловск, 1988.
3.
Лаппо, Н.В. 100 задач по Правилам дорожного движения [Текст] : для среднего
школьноговозраста / Н.В. Лаппо. – Мн.: Народная асвета, 1981. – 48 с.
4.
Серяков, И.М. Дорожная грамота [Текст] / И.М. Серяков. – Саратов: Приволжское
книжноеиздательство, 1971. – 91 с. 6. Якупов А.М.
17
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Карта результативности обучения по программе
Фамилия, имя
обучающегося
Участие в мероприятиях
Учреждение
Район
Общий
уровень
Область
По группе
Приложение 2
Таблица результатов освоения разделов программы
ФИ
уч-ся
Организация
ДД
Разделы программы
Дорожные
Азбука
МЫ за
знаки
спасения безопасность!
Явелосипедист!
Общий
уровень
Критерии оценивания:
Низкий уровень: воспроизводит термины, понятия, представления, суждения,
гипотезы, теории, концепции, законы и т. д.; выполняет практические задания со
значительной помощью кого- либо (педагога, родителя, более опытного учащегося).
Средний уровень: понимает смысл и значене терминов, понятий, гипотез и т.д.,
может объяснить своими словами, привести примеры, аналогии; выполняет практические
задания при поддержке, разовой помощи или консультации кого-либо.
Высокий уровень: осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и
навыков с вновь приобретенными, использует их в различных ситуациях, уверенно
использует в ежедневной практике; самостоятельное построение, выполнение любых
действий, операций.
18
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юные инспектора дорожного движения»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
инспектора дорожного движения» социально – гуманитарной направленности.
Цель программы: формирование личности, обладающей компетентностью в
области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умением противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом
становится все более очевидной. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни.
Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города быстро
возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших
задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе.
Обеспечениедетской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства.
В реализации данной образовательной программы участвуют дети от 10 до 12 лет
(4-6 классы). Количество обучающихся в группе 12-15 человек.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям
производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по
технике безопасности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Занятия проходят следующим
образом: 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа составляет 40
минут. В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы
учреждения, данная программа может реализовываться с использованием дистанционных
образовательных технологий.
19