Образовательная программа дополнительного образования детей Наш рукотворный мир

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область, СлободоТуринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", ОГРН=1026602267780,
СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785, ИНН=665100332282,
E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна, SN=Полякова, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2

1

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ................5
1.1.

Пояснительная записка…................................................................................. 5

1.2.

Цель и задачи программы ................................................................................ 8

1.3.

Содержание программы ................................................................................... 9

Учебно-тематический план с содержанием разделов года обучения .................. .9
1.4.

Планируемые результаты ............................................................................... 15

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 16
2.1.

Условия реализации программы ................................................................... 16

2.2.

Формы контроля, оценочные материалы...................................................... 20

2.3. Список литературы ......................................................................................... 21
ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование программы:

Дополнительная

адаптированная

общеобразовательная

2

II Направленность:
III Сведения о педагоге
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, телефон
IV. Сведения о программе
1. Нормативная база

общеразвивающая
программа
направленности «Наш рукотворный мир»
художественная

художественной

Тугунова Ирина Олеговна
1982
Высшее
Учитель технологии
Первая
i.o.bystrova@mail.ru
89089196296
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022
года № 678 – р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
N 629 “Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
- Методические рекомендации по организации независимой
оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09.
- Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д
«Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом (для
сертификации).
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-

3

2. Объём и срок освоения.
3. Форма обучения:
4. Возраст обучающихся:
5. Тип программы
6.Уровень
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:

2.Учебные разделы (в соответствии с
учебным планом)
3.Ведущие формы и методы
образовательной деятельности

4. Формы мониторинга

5. Дата утверждения и последней
корректировки

инвалидов, с учетом их особых
потребностей»);
- Устав МКОУ «Ницинская СОШ»
1 год, 36 часов
Очная
10-13 лет
Модифицированная
Базовый

образовательных

Развитие творческих способностей (творческого мышления,
восприятия) детей посредством использования различных
техник
создания
изделий
декоративно-прикладного
творчества.
Техника лепки из солёного теста (Тестопластика). Техника
папье-маше. Текстильная кукла. Подготовка к конкурсу
творческих работ.
-словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
-наглядный
(показ видеоматериалов,
иллюстраций,
наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа
по образцу)
-практический ( упражнения, мастер-класс, практическая
работа)
Методы, в основе которых лежит форма организации
деятельности учащихся занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
коллективный организация проблемнопоискового
или
творческого взаимодействия между
всеми детьми
индивидуально-фронтальный
чередование
индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой - организация работы по малым группам (от 2 до
7 человек) коллективно-групповой - выполнение заданий
малыми группами, последующая презентация результатов
выполнения заданий и их обобщение
в парах - организация работы по парам
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий,
решение проблем
Текущий контроль – наблюдение, устный опрос, решение
проблемных задач, карточки с заданиями;
Промежуточная аттестация – конкурс творческих работ,
участие в выставках ДПИ муниципального уровня,
тестирование.
Промежуточная аттестация – конкурс творческих работ,
участие в выставках ДПИ муниципального уровня,
тестирование.
31.08.2023 г.

4

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Общеобразовательная адаптированная дополнительная общеразвивающая
программа «Нашрукотворный мир» (далее программа) художественной
направленности.
Программа составлена с учётом требований, изложенных в следующих
нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р); - Приказ
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)»; - Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными
письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. 10 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» - Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 -Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
5

реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») (
- Устав Муниципального казённого образовательного учреждения «Ницинская
средняя общеобразовательная школа».
Актуальность данной программы заключается в том, что занимаясь по
программе, обучающиеся проходят путь изучения различных техник декоративноприкладного искусства.
Знакомясь с техниками папье-маше, тестопластикой, обучающиеся увидят, как
много уникальных и красивых вещей можно сделать из обыденных материалов газет, соли, муки. Это способствует расширению кругозора детей в

рамках

творческой деятельности человека. Современные техники декоративно-прикладного
искусства, позволяют развить художественный вкус, пространственное воображение.
Занятия
педагогической

различными
поддержке

видами
детей,

творчества
помогают

способствуют

решить

проблемы,

социальновызванные

нарушениями эмоционально-волевой сферы, позволяют раскрыть потенциальные
возможности развития личности, способности.
Творческая деятельность способствует формированию социально активной,
творческой личности, способной изменить мир к лучшему. Формирование такой
личности является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе,
обеспечивающем ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств,переживаний.
Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических
функций, является двигательное развитие ребенка. Занятия в техниках тестопластика,
папье-маше, ниткография, ведут к укреплению мышц кисти рук, развитию мелкой
моторики пальцев рук.
Особое значение программа имеет для развития психомоторных навыков для
детей с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные занятия, работа
подушечками пальцев способствуют прогрессу запаздывающих в развитии участков
головного мозга.
6

Помимо этого, из-за удалённости села от райцентра у ребят нет возможности
посещать

кружки

декоративно-прикладной

направленности,

в

учреждениях

дополнительного образования, хотя имеется потребность в данной программе со
стороны детей и родителей.
Адресат. Программа рассчитана для занятий с обучающимися (девочками)
средней возрастной группы 10-13 лет, в том числе дети с ограниченными
возможностями здоровья.
Разница в возрасте между обучающимися четыре года, в подростковом
возрасте это имеет колоссальное значение, т.к. психологическое, физиологическое
развитие обучающегося десяти лет, значительно отличается от обучающегося
тринадцати лет. Отличия состоят не только в уровне психологического и
физиологического развития, но и в том, что ребята десятилетнего возраста выйдя из
начальной школы адаптируются к новым условиям обучения на ступени основного
образования.

Программа

составлена

с

учетом

возрастных

психологических

особенностей обучающихся. В зависимости от возраста и подготовки обучающихся,
педагог проводит сокращения и упрощения в практической работе с обучающимися.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников.
Большое внимание уделяется формированию конструкторских умений и
навыков у обучающихся на примере создания объемных изделий из папье-маше.
В программе чередуются различные виды и формы занятий, с учетом
возрастных возможностей и задатков обучающихся, разумно чередуется нагрузка,
применяются

здоровье

непосредственный

сберегающие

обмен

знаниями

технологии.
и

умениями

Во

время
между

занятий

идет

обучающимися,

сотрудничество и взаимопомощь. При организации работы, важно привлекать более
старших обучающихся, помощь которых может выразиться непосредственно в
проведение занятий, заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе и
заготовке эскизов, шаблонов для будущих изделий, помощь младшим обучающимся
во время практической работы. В работе используются групповая технология
обучения, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию,
7

общение, взаимопомощь. Изучаемый материал по содержанию и объему и
практические задания по методам выполнения соответствует уровню подготовки
обучающихся, их возможностям.
В группе проходят обучение от 10 до 15 человек. Группа разновозрастная.
Зачисление в группу не требует предварительного отбора. Зачисление производится
после написания заявления. Допуск к занятиям производится после инструктажа по
технике безопасности.
Объем программы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год
обучения, из расчёта по 1 ч. в неделю. Общий объем программы на весь период
обучения составляет - 36 часа.
Уровневость

программы.

Программа

базового

уровня

предполагает

использование и реализацию таких форм реализации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
Перечень форм обучения - индивидуальная, фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий - беседы, лекции, демонстрации.
Перечень форм подведения итогов – выставка, презентация личных
достижений в виде портфолио, участие в конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:

развитие

творческих

способностей

(творческого

мышления,

восприятия) детей посредством использования различных техник создания
изделий декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
•

познакомить с видами материалов, их свойствами;

•

научить

основам

последовательности

изготовления

изделий

с

применением различных техник декоративно-прикладного искусства;
•

пополнить словарный запас через знакомство с новыми техниками,

материалами, инструментами;
8

•

научить умению планировать свою работу.

Развивающие:
 развивать

моторные

многообразными

способности

операциями,

через

влияющими

овладение
на

ручными

психофизиологические

функции обучающегося.
 развивать

воображение,

образное,

пространственное

мышление,

посредством работы над объёмными формами;
 развивать творческую инициативу, активность;
 формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи;
 развивать художественный вкус.
Воспитательные:
 содействовать воспитанию общей культуры личности и активной жизненной
позиции;
 воспитывать общей трудовой культуры, взаимопонимание, умение работать
в коллективе;
 формировать культуры речи;
 воспитывать бережливости и аккуратности при работе с материалами и
инструментами,

расходовании

природных

ресурсов,

как

важных

составляющих экологического воспитания.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план

Практика

Название разделов и тем
Теория

№
п/п

Общее
кол-во
часов

Раздел 1. Техника лепки из солёного теста (Тестопластика).
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Возможность
0,5
1
создания различных фактур из 0,5
подручных средств.

Формы,
методы
контроля

наблюдение

9

1.2

Способы приготовления теста.

1.3

Способы
теста.

приготовления

0,5

0,5

цветного

1

1,5
0,5

1

устный опрос,
решение
проблемных
задач
наблюдение
,устный
опрос
наблюдение,
устный
опрос,
карточки с
заданиями
наблюдение,
устный
опрос,
карточки с
заданиями
наблюдение,
устный
опрос,
карточки с
заданиями

1.4

Составление плана работы над панно
«Клоун».

0,5

2,5

3

1.5

Составление плана работы над панно
«Ёжик».

0,5

2,5

3

1.6

Составление плана работы над панно
«Букет в вазочке» ко Дню матери.

0,5

2

2,5

3

9

12

0,5

-

0,5

наблюдение
,устный
опрос

0,5

5

5,5

0,5

3,5

4

решение
проблемных
задач,
наблюдение,
устный
опрос,
карточки с
заданиями
наблюдение,
устный опрос,
тестирование,
карточки с
заданиями

Итого:
Раздел 2. Техника папье-маше.
2.1 Вводное
занятие.
Техника
безопасности
при
работе
над
изделиями
из
папье-маше.
Многообразие изделий из папьемаше.
2.2 Составление плана работы над
изделием в технике каркасное папьемаше – ёлочной игрушкой
«Тигрёнок».

2.3

Составление плана работы над
изделием из послойного папье-маше
– «Интерьерная декоративная
тарелка».

Итого:
Раздел 3. Ниткография.
3.1 Вводное
занятие.
Возможности
техники «ниткография». Техника
безопасности при работе над
изделиями в технике «ниткография».

1,5

8,5

10

0,5

0,5

1

наблюдени
е, устный
опрос

10

3.2

Составление плана работы над
изделием в технике ниткография –
«Декоративное панно».

0,5

3,5

4

3.3

Составление плана работы над
изделием в технике ниткография –
«Карандашница-органайзер».

0,5

3,5

4

Итого:
1,5
7,5
Раздел 4. Подготовка к конкурсу творческих работ.
4.1 Подготовительные
работы
к
4
конкурсу-выставке.

9

4.2

Конкурс творческих работ
Итого:
Итого за год:

0
6

1
5
30

4
1
5
36

наблюдение,
устный
опрос,
решение
проблемных
задач,
карточки с
заданиями
наблюдение,
устный
опрос,
карточки с
заданиями

наблюдени
е, устный
опрос
тестирование

11

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Техника лепки из солёного теста.
Тема 1.1
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности при работе над изделиями из
солёного теста. Виды лепки. Многообразие изделий из солёного теста. Возможности.
Инструменты и материалы.
Практическая работа: Изучение возможности создания различных фактур из
подручных материалов. Лепка собачки.
Формы контроля: наблюдение
Тема 1.2
Теория: Способы приготовления теста. Рецепт. Необходимые ингредиенты.
Практическая работа: Приготовление соленого теста.
Формы контроля: устный опрос, решение проблемных задач.
Тема 1.3
Теория: Способы приготовления цветного теста. Закон цветового круга. Правила
сочетания цветов.
Практическая работа: Приготовление окрашенного теста трёх основных цветов:
красного,

жёлтого,

синего.

Секрет

приготовления

окрашенного

теста

дополнительных цветов.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос.
Тема 1.4
Теория: Составление плана работы над панно «Клоун».
Практическая работа: Приготовление теста основных и дополнительных цветов.
Подготовка рабочего места. Лепка основных элементов панно «Колун». Сушка.
Запекание и подрумянивание элементов изделия в духовке. Оформление и склейка
элементов в готовое изделие.
12

Формы контроля: наблюдение, устный опрос, карточки с заданиями.
Тема 1.5
Теория: Составление плана работы над панно «Ёжик».
Практическая работа: Приготовление неокрашенного теста. Подготовка рабочего
места. Лепка основных элементов панно «Ёжик». Запекание и подрумянивание
элементов изделия в духовке. Оформление и склейка элементов в готовое изделие.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос, карточки с заданиями.
Тема 1.6
Теория: Составление плана работы над панно «Букет в вазочке» ко Дню матери.
Практическая работа: Приготовление теста основных и дополнительных цветов.
Подготовка рабочего места. Лепка основных элементов панно «Букет в вазочке».
Запекание и подрумянивание элементов изделия в духовке. Оформление и склейка
элементов в готовое изделие.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос, карточки с заданиями.
Раздел 2. Техника папье-маше.
Тема 2.1
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности при работе над изделиями из папьемаше. Три способа папье-маше: лепка из массы, послойное, каркасное (каркас
обмазывается массой). Многообразие изделий из папье-маше. Возможности.
Инструменты и материалы.
Практическая работа: «Приготовление массы папье-маше».
Формы контроля: наблюдение, устный опрос.
Тема 2.2
Теория: Составление плана работы над изделием в технике каркасное папье-маше –
ёлочной игрушкой «Тигрёнок».
Практическая работа: Формирование элементов каркаса будущего изделия из папьемаше, обмазывание массой. Яичная скорлупа обмазывается массой. Сушка.
13

Формирование шеи, головы, хвоста, передних и задних лапок из фольги.
Приклеивание к туловищу шею, затем головы и мордочку. Формирование из
проволоки петельки и прикрепление к голове. Приклеивание лапки и хвост.
Обмазывание массой элементов из фольги. Выравнивание. Сушка. Прикрепление к
голове

фигурки

тигрёнка

ушек,

обмазывание

массой.

Сушка.

Добавление

дополнительного объёма фигурке тигрёнка после сушки». Сушка. Выравнивание
поверхности, ошкуривание. Роспись. Сушка. Покрытие лаком.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос, решение проблемных задач, карточки с
заданиями.
Тема 2.3
Теория: Составление плана работы над изделием из послойного папье-маше –
«Интерьерная декоративная тарелка».
Практическая работа: Послойное оклеивание эталонной тарелки. Подготовка
эталонной

тарелки

к

оклеиванию.

Послойное

оклеивание.

Выравнивание

поверхности, ошкуривание, роспись. Покрытие лаком.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос, тестирование, карточки с заданиями.
Раздел 3. Ниткография.
Тема 3.1
Теория: Вводное занятие. Два способа ниткографии: плоскостная, объёмная.
Многообразие изделий в технике ниткография. Возможности. Инструменты и
материалы. Техника безопасности при работе над изделиями в технике ниткография.
Практическая работа: Мастер-класс по изготовлению магнита «Божья коровка на
листике».
Формы контроля: наблюдение, устный опрос.
Тема 3.2
Теория: Составление плана работы над изделием в технике ниткография –
«Декоративное панно».
Практическая работа: Подготовка картонной основы под панно. Выбор изображения.
Создание эскиза с нанесением на картонную основу. Подбор ниток по цвету.
Наклеивание ниток на эскиз. Оформление работы в рамку.
14

Формы контроля: наблюдение, устный опрос, решение проблемных задач, карточки с
заданиями.
Тема 3.3
Теория: Составление плана работы над изделием в технике ниткография –
«Карандашница-органайзер».
Практическая работа: «Подбор пластиковых бутылок для стаканчиков по размеру,
подбор ниток и элементов для декорирования. Вырезание пластиковых стаканчиков
из бутылок для карандашницы-органайзера. Оклеивание стаканчиков и подставки
нитками.Наклеивание стаканчиков на подставку. Оформление декоративными
элементами.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос, карточки с заданиями.
Раздел 4. Подготовка к конкурсу творческих работ.
Тема 4.1.
Практическая работа: Подготовительные работы к конкурсу творческих работ.
Формы контроля: наблюдение, устный опрос.
Тема 4.2.
Конкурс творческих работ «Наш рукотворный мир».
Формы контроля: конкурс творческих работ, тестирование.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- владеют терминологией по изготовлению изделий с помощью техник ДПИ

представленных в программе;
- ознакомлены с этапами создания изделий в различных техниках ДПИ;
- владеют приёмами создания объёмных элементов.
Метапредметные:
15

- составляют план работы самостоятельно с учётом отведённого времени;

- применяют полученные знания и умения при решении проблемных задач;
- вырабатывается умение ставить цель и достигать её.
Личностные:
- освоили общую культуру личности и активной жизненной позиции;
- умеют самостоятельно организовать рабочее место;
- совместно находят конструктивное решение проблемной задачи;
- проявляют бережливость и аккуратность при работе с материалами и
инструментами.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение.
Руководитель

должен

иметь

профильное

педагогическое

образование

(технологическое, швейное дело), первая категория.
Материально-техническое обеспечение
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный
уровень материально-технического обеспечения:
 Наличие оборудованных учебных кабинетов для занятий лепкой из солёного
теста, создания изделий из папье-маше, работ в технике «ниткография», в технике по
изготовлению цветов из гофрированной бумаги, по созданию текстильных кукол,
текстильных предметов быта в лоскутной технике;
Оборудование:
 Компьютер или ноутбук;
 Фотооборудование;
 Ножницы;
 Столы, стулья;
 Доска;
16

 Видео проектор;
 Посуда для приготовления солёного теста;
 Скалочки, стэки, ножи, формочки, кулинарные шприцы для формирования
элементов изделий из солёного теста;
 Духовака;
 Противеть;
 Соль, мука, крахмал;
 Обойный клей;
 Клей ПВА;

17

 Фольга;
 Пищевые красители;
 Салфетки, туалетная бумага;
 Проволока разной толщины;
 Защитные очки;
 Передник, нарукавники;
 Перчатки;
 Грунтовка;
 Лак;
 Акриловые краски;
 Кисти разных номеров;
 Кисть с синтетическим ворсом №10;
 Плоскогубцы;
 Круглозубцы;
 Кусачки;
 Тарелка;
 Нитки для вязания разных цветов;
 Пластиковая тара;
 Декоративные элементы;
 Клей-карандаш;
 Ножницы;
 Щипцы;

18

 Маленький шпатель;
 Хлопчтобумажная ткань белого цвета, разноцветная;
 Трикотажная ткань бежевого цвета;
 Пуговицы, декоративные элементы.
Дидактический материал:
Таблицы:
1. Электробезопасность.
2. Техника безопасности при ручных и машинных работах.
3. Регулировки и уход за швейной машиной.
4. Утюг бытовой электрический.
5. Правильная посадка.
ДПИ.
1. Хохломская роспись.
2. Гжель.
3. Дымковские игрушки.
4. Композиция орнамента.
5. Стилизация.
6. Коллаж.
•Таблица сочетания цветов
Методическое обеспечение
Формы занятий: комбинированное занятие, лекция, практическое занятие,
мастерская, конкурс, творческая встреча.
Методы:
-словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
-наглядный

(показ

видеоматериалов,

иллюстраций,

наблюдение,

показ

(исполнение) педагогом, работа по образцу)
-практический ( упражнения, мастер-класс, практическая работа)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
19

коллективный

-

организация

проблемно-поискового

или

творческого

взаимодействия между всеми детьми
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая
презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
в парах - организация работы по парам
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
2.2. Формы контроля, оценочные материалы
Текущий контроль – наблюдение, устный опрос, решение проблемных задач,
карточки с заданиями;
Устный опрос проводится после объяснения нового материала, демонстрации
новой техники ДПИ с целью закрепления поступившей информации, и уточнения
непонятных для обучающихся моментов. Наблюдение применяется во время
практических

работ,

оцениваются

внимательность,

аккуратность,

точность

исполнения техники согласно образцу, умение организовать рабочее место во время
работы. Решение проблемных задач, как метод обучения, применяется при
объяснении нового материала, как средство актуализации знаний, постановки задачи,
для самостоятельного поиска решения и выхода из сложившихся обстоятельств.
Карточки с заданиями применяются во время цикла практических работ, для
актуализации знаний, повторения пройденного материала. Проводится оценка
выполненной работы в рамках каждого раздела по критериям, представленным в
Приложении 1-6.
Промежуточная аттестация – конкурс творческих работ,

участие

в

выставках ДПИ муниципального уровня, тестирование.
Промежуточная аттестация проводится три раза, в конце полугодия и
заключается в проведении тестирования. Тестирование, как форма промежуточной
аттестации, позволяет определить уровень усвоенных знаний, новых терминов.
Критерии оценивания тестовых работ представлены в Приложении 7. Конкурс
20

творческих работ и участие в выставках, как форма презентации своего труда,
позволяет сформировать ответственное отношение к изготовлению изделий, развить
аккуратность и точность исполнения техник ДПИ. Конкурс творческих работ, как
средство промежуточной аттестации, проводится в конце первого года обучения.
По итогам конкурса творческих работ определяются победители, которые получают
дополнительные баллы за призовые места: 1 место – 5 баллов, 2 и 3 место по 4 балла.
Победителей выявляют по критериям, представленным в Приложениях 1-6.
Также дополнительные баллы за призовые места получают обучающиеся за участие в
муниципальных выставках ДПИ (1 место – 5 баллов, 2 и 3 место по 4 балла).
Итоговая аттестация – конкурс творческих работ, тестирование.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования и конкурса творческих
работ в конце второго года обучения. Критерии оценивания тестовых работ
представлены в Приложении 7. Конкурсные работы, в зависимости от техники
исполнения оцениваются по критериям, представленным в Приложениях 1-6. По
итогам конкурса творческих работ определяются победители, которые получают
дополнительные баллы за призовые места: 1 место – 5 баллов, 2 и 3 место по 4 балла.
Итоговые

результаты

общеобразовательной

двухлетнего

общеразвивающей

освоения

дополнительной

программы

художественной

направленности «Наш рукотворный мир» представлены в таблице в Приложении 9.
2.3. Список литературы
Для педагога:
1.

Поделки из папье-маше/С.Ю. Ращупкина – «РИПОЛ Классик», 2012 –

(Поделки-самоделки);
2.

Изобразительное

искусство.

6

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Покровская и др.; под ред.
Т.Я. Шпикаловой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.: ил.
3.

Хананова И.Н., Соленое тесто – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104

с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений);
4.

Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внекл. работе/ А.М.
21

Гусакова, Е.и. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гусакова. – М.:
Просвещение, 1984. – 192 с., ил.;
5.

Садкина В.И., 101 педагогическая идея. Как создать урок — М.: ООО

«Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с.: табл. — (Серия «Золотая
педагогическая коллекция»);
Для детей
1. Поделки из папье-маше/С.Ю. Ращупкина – «РИПОЛ Классик», 2012 –
(Поделки-самоделки);
2. Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /
Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Покровская и др.; под ред. Т.Я.
Шпикаловой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.: ил.
3.

Хананова И.Н., Соленое тесто – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104

с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений);
4. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо,
2006. – 160с., ил.

22

Приложение 1.
Критерии оценивания работ из солёного теста.

1.

Итого:

добавил свои идеи

В исходный вариант обучающийся

преподавателя

самостоятельно, без помощи

Работа выполнена

крепко скреплены между собой

Композиция гармоничная, детали

Поверхность ровная

Название работы

образцу

Ф.И. обучающегося

Форма деталей соответствует

Таблица 1. «Результаты освоения практических навыков при выполнении работ из
солёного теста»
Критерии оценивания

Панно «Клоун»
Панно «Ёжик»
Панно «Букет в вазочке»

Итого:
2.

Панно «Клоун»
Панно «Ёжик»
Панно «Букет в вазочке»

Итого:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;1 –
признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный балл при оценке одной работы:

2х5 = 10 баллов,

максимальное количество баллов при оценке выполнения работ в технике лепки из
солёного теста по итогам изучения всего раздела, составляет 30 баллов.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу:
«5» - 27-30 б.; «4» - 22-26 б.; «3» - 18-21 б.; «2» - 0-17 б.

23

Приложение 2.
Критерии оценивания работ из папье-маше.

Итого:

добавил свои идеи

В исходный вариант обучающийся

преподавателя

самостоятельно, без помощи

Работа выполнена

переходов

Краска положена ровно, без резких

Название работы

Поверхность ровная

Ф.И. обучающегося

Форма деталей правильная

Таблица 2. «Результаты освоения практических навыков при выполнении работ
изпапье-маше»
Критерии оценивания

Новогоднее украшение

1.

«Тигрёнок»
Интерьерная декоративная
тарелка

Итого:
Новогоднее украшение

2.

«Тигрёнок»
Интерьерная декоративная
тарелка

Итого:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;1 –
признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный балл при оценке одной работы:

2х5 = 10 баллов,

максимальное количество баллов при оценке выполнения работ в техникепапьемаше по итогам изучения всего раздела, составляет 20 баллов.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу: «5» - 17-20 б.; «4» - 13-16 б.; «3» - 9-12
б.; «2» - 0-8 б.
24

Приложение 3.
Критерии оценивания работ в технике «Ниткография».

1.

Итого:

при

добавил свои идеи

преподавателя
В исходный вариант обучающийся

самостоятельно, без помощи

Работа выполнена

композиция гармоничная

Декор наклеен аккуратно,

сочетания цветов

гармоничная, применён закон

обучающегося

Цветовая композиция

Название работы

пустот, без клеевых помарок

Ф.И.

Нитки наклеены ровно, без

Таблица 3. «Результаты освоения практических навыков
выполнении работ втехнике «Ниткография»»
Критерии оценивания

Декоративное панно
Карандашницаорганайзер

Итого:
2.

Декоративное панно
Карандашницаорганайзер

Итого:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;1 –
признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный балл при оценке одной работы:

2х5 = 10 баллов,

максимальное количество баллов при оценке выполнения работ в технике
«Ниткография» по итогам изучения всего раздела, составляет 20 баллов. Перевод баллов
в пятибалльную шкалу: «5» - 17-20 б.; «4» - 13-16 б.; «3» - 9-12 б.; «2» - 0-8 б.

25

Аннотация
АННОТАЦИЯ к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Наш рукотворный мир». Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Наш рукотворный мир» рассчитана на обучение подростков в возрасте от 10 до 13 лет. По
форме обучения -очная. По месту в образовательной модели - программа разновозрастного
детского объединения. По срокам реализации - среднесрочная, 1 год (24 месяца), 36 часов.
Цель программы: Развитие творческих способностей (творческого мышления, восприятия)
детей посредством использования различных техник создания изделий декоративноприкладного творчества. Программа одноуровневая – базовый уровень. Количество детей в
группе 10-15 человек. Занятия групповые: проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного занятия – 40 минут. Всего 36 часов. Данная программа
предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных
психофизиологических

особенностей

воспитанников,

разноуровневость

результатов

освоения программного материала.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

Приложение 7.
Критерии оценивания тестовых заданий в рамках промежуточной и итоговой
аттестации.
«5»-17-20 правильных ответов,
«4»-16-13 правильных ответов,
«3»-12-10 правильных ответов,
«2»-0-9 правильных ответов.

44

Раздел «Техника
солёного теста»

лепки из

Раздел «Техника папье-маше»
Раздел «Ниткография»
Тестирование №1
Тестирование №2
Конкурс творческих работ по
итогам 1-го года обучения
Техника изготовления цветов
из гофрированной бумаги
Техника «Текстильная кукла»
Лоскутная техника
Тестирование №3
Тестирование №4

Итого:
(средний балл)

Приложение 8.

Конкурс творческих работ по
итогам 2-го года обучения
Участие в муниципальных
выставках ДПИ

Таблица 9. Результаты освоения
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности «Наш рукотворный
мир»

1.
2.

35

* В таблицу заносят баллы, переведённые в пятибалльную шкалу оценивания
результатов освоения программы. Итоговая оценка определяется путём нахождения
среднего арифметического.

Ф.И. обучающегося

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».