Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="Свердловская область,
Слободо- Туринский район, с. Ницинское, ул. Советская, 29",
L=с.Ницинское, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", ОГРН=1026602267780,
СНИЛС=02591208639, ИНН ЮЛ=6651002785, ИНН=665100332282,
E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна, SN=Полякова, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""НИЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение к АООП
утверждено приказом
МКОУ «Ницинская СОШ»
от 30.08.2024г. № 109-д
Учебный план
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
на 2024-2025 учебный год
с.Ницинское, 2024
1
Пояснительная записка
Учебный план школы составлен в соответствии с ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Письма Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области «Об организации образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 18.08.2016 №02-01-81/7212, Приказа
Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России
30.12.2022 N 71930).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья”;
Постановлением правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» от 23 апреля 2015 года
N 270-ПП (с изменениями)
Программы, используемые при реализации УП:
•
Общеобразовательные программы для умственно отсталых детей,1-4
классы. Программа специальных (коррекционных) ОУ 8 вида 1-4 класс, М., Просвещение,
2006;
Школа обеспечивает обучение и воспитание детей с ограниченными
возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами
образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации
для последующей интеграции в общество; достижение планируемых результатов
образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
2- 4 классы. Цель состоит в формировании основ предметных знаний и умений,
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
5-9 классы направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и
умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Структура и содержание учебного плана
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных
предметных
областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
2
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации;
устанавливает сроки освоения АОП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в течение 9 лет, 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9
лет).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализуются в учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося с учетом потребностей родителей (законных
представителей).
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Внеучебная деятельность. Часы внеурочебной деятельности выделены на
коррекционные занятия в связи с запросами родителей обучающихся и исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
3
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся коррекционно-развивающие занятия для обучающихся организованы
педагогом-психологом и учителем-логопедом. Для данных обучающихся разработаны
Программа педагога-психолога
и Программа работы учителя-логопеда, учителя –
дефектолога.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), которые в силу особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
4, 5, 7 КЛАССЫ
(годовой)
Предметные
области
Классы
Количество часов
Учебные предметы
4
5
7
102
136
136
136
136
136
68
136
136
102
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык
практика
1.2. Чтение
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и
общество
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Мир природы и
человека
3.2.Природоведение
34
34
68
3.3.Биология
68
3.4. География
68
4.1.Мир истории
4.2.Основы
социальной жизни
68
4.3. История
Отечества
5. Искусство
6. Физическая
культура
7. Технологии
5.1. Музыка
5.2. Рисование
(изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная
физическая культура
7.1.Ручной труд
7.2. Профильный труд
68
68
34
34
34
102
68
68
204
238
68
34
4
ИТОГО
680
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
1. Азбука вежливости
2. Занимательный труд
3. Подвижные игры
4. Твоё здоровье
5. Урал. Человек. Истоки
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
1. Ритмика
2. Логопедические занятия
102
3. Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
ВСЕГО
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Итого
918
986
34
34
34
34
34
782
986
34
1020
204
204
204
34
102
34
102
102
2
2
3
952
1190
1224
34
34
34
34
34
34
68
5
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
4, 5, 7 КЛАССЫ
(недельный)
Предметные
области
Классы
Количество часов
Учебные предметы
4
5
7
3
4
2
4
4
4
4
4
4
3
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык
практика
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2. Математика
2.1. Математика
3. Естествознание
4. Человек и
общество
2.2. Информатика
3.1. Мир природы и
человека
3.2.Природоведение
1
1
2
3.3.Биология
2
3.4. География
2
4.1.Мир истории
4.2.Основы
социальной жизни
2
4.3. История
Отечества
5. Искусство
6. Физическая
культура
7. Технологии
5.1. Музыка
5.2. Рисование
(изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная
физическая культура
7.1.Ручной труд
7.2. Профильный труд
2
2
1
1
1
2
3
2
2
6
7
27
29
1
1
1
1
ИТОГО
20
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
1. Азбука вежливости
2. Занимательный труд
3. Подвижные игры
4. Твоё здоровье
5. Урал. Человек. Истоки
3
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
1. Ритмика
23
29
30
6
6
6
1
1
1
1
1
6
2. Логопедические занятия
3
3
3
3. Развитие психомоторики и сенсорных
процессов
ВСЕГО
2
2
3
28
35
36
1
1
1
1
1
1
2
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Итого
Предметная область «Язык и речевая практика» реализуется через предметы
русский язык, чтение и речевая практика.
Ведущим принципом обучения этим предметам является развитие речи.
2-4 класс: Ильина С.Ю. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
2-4 класс: Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид).
Комарова С.В. Устная речь.3 кл. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид)
Обучение детей по данным предметам нацелено на разрешение ряда специальных
задач:
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
Овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
Развитие навыков устной коммуникации;
Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Математика» реализуется через предмет математика.
Обучение математике ведется по учебникам:
Алышева Т.В. Математика. 2 класс Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид)
Эк
В.В.
Математика.
3
класс.
Учебник
для
специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид)
Перова М.Н. Математика Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 4 кл (VIII вид
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
•
формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений,
необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
7
профессиональных задач и развитие способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
•
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
•
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Предметная область «Естествознание» реализуется через предмет «Мир природы и
человека».
Учебник Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир.(ФГОС Мир
природы и человека) Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Предметная область «Искусство» реализуется через предметы «Музыка» (3-4 класс по 1
часу) и «Изобразительное искусство» (3-4 класс по 1 часу).
Музыка. Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Изобразительное искусство. Основная цель изучения предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной
культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и
навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни. Домашнее задание даётся без учета учебника.
Предметная область «Физическая
культура»
реализуется
через
предмет
«Физическая культура» Основная цель изучения данного предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных
двигательных возможностей, социальной адаптации. Домашнее задание даётся без учета
учебника
Предметная область «Технология» реализуется через предмет «Ручной труд»
(авторы учебников: Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд») Основная цель изучения
данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего
возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных
8
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и
достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В
части, формируемой участниками образовательных отношений в связи с
потребностью обучающихся и их родителей включены предметы: Азбука вежливости (по
1 часу), Занимательный труд (по 1 часу), Подвижные игры (по 1 часу).
Во
2-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической
работой. Через внеурочную деятельность осуществляются коррекционные занятия: РПСП
и логопедические занятия, дефектологическое сопровождение, ритмика.
Учебный план 4,5,7,9 классов включает учебные дисциплины, содержание
которых доступно для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Через внеурочную деятельность в связи потребностью обучающихся и их
родителей включены коррекционные занятия (логопедические занятия, развитие
психомоторики и сенсорных процессов), цель которых
- повышение уровня общего развития учащихся;
- восполнение пробелов предшествующего развития и образования;
- формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
- развитие и коррекция (исправление, восстановление) определённых функций,
процессов, способностей.
Предметная область «Язык и речевая практика» (4 часа) реализуется через
предметы «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение»).
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
5класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, учебники: Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных
учреждений (VIII вид)
Изучение курса «Чтение (Литературное чтение)» (4 часа) ведётся по программе
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида В.В. Воронковой.
«Чтение и развитие речи» ведётся по учебникам:
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение, 5 класс. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид);
Аксенова А.К. Чтение, 7 кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид);
Малышева З.Ф. Чтение, 8 кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид);
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение ,9кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид).
Предметная область «Математика» реализуется через предметы «Математика»,
«Информатика».
Цель изучения математики: дальнейшее формирование и развитие математических
знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни;
―
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
―
воспитание положительных качеств и свойств личности.
9
Учебник:
Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика, 5 кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид);
Алышева
Т.В.
Математика,
7
кл.
Учебник
для
специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид);
Эк
В.В.
Математика
8
кл.
Учебник
для
специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид);
Перова
М.Н.
Математика
9
кл.
Учебник
для
специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид).
«Информатика» (7, 8, 9 – по 1 часу). В результате изучения курса информатики у
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут
сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в
современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами
работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме
того, изучение информатики будет способствовать коррекции и развитию познавательной
деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
Домашнее задание задается без учета учебника по данному курсу.
Предметная
область
«Естествознание»
реализуется
через
предметы
«Природоведение» (5 класс), «Биология» (7-9 классы), «География»(7-9 классы).
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Изучение биологического материала в 7-9 классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового
воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать
у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся
важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и
человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять
природу для себя и последующих поколений.
Учебники:
Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. Природоведение, 5 кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид)
Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы, 7 кл. Учебник для
специальных (коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид)
Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные, 8 кл. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек, 9 кл., Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид)
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
10
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
«География»
изучается
по
программе
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида Т.М. Лифановой (7, 8,9 кл)
Учебники: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных
(коррекционных)образовательных учреждений (VIII вид)
Предметная область «Человек и общество» реализуется через предмет «Основы
социальной жизни» (5-9 классы), «История Отечества» (7-9.)
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
―
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
―
формирование
первоначальных
исторических
представлений
о
«историческом времени» и «историческом пространстве»;
―
формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и
некоторых других;
―
формирование умения работать с «лентой времени»;
―
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
―
воспитание интереса к изучению истории.
Основные цели изучения Истории отечества ― формирование нравственного
сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения
применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих
целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Программа коррекционных образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы под
редакцией М.И.Бгажноковой, М., Просвещение, 2010.
Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России 7,8, 9
классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII
вид)
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую
под-готовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
к са-мостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме. Домашнее задание дается без учета учебника по данному курсу.
Предметная область «Искусство» реализуется через предметы «Изобразительное
искусство» (5 класс), «Музыка» (5 класс).
Изобразительное искусство. Домашнее задание дается без учета учебника по
данному курсу.
Музыка. Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Изобразительное искусство. Основная цель изучения предмета заключается во
всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
11
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной
культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и
навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни.
Предметная область «Физическая культура» реализуется через предмет
«Физическая культура» (5-9 классы). Домашнее задание дается без учета учебника по
данному курсу.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их
психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей,
комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Предметная область «Технология» реализуется через предмет «Профильный труд».
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Обучение ведётся по программе специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 8 вида. Учебники: Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. «Швейное дело» 5,9
классы; Сельскохозяйственный труд 7,8 классы Ковалева Е.А. «Технология.
Сельскохозяйственный труд».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в связи с
потребностью обучающихся и родителей реализуется через предметы «Твоё здоровье»,
«Урал. Человек. Истоки» (по 1 часу). Домашнее задание дается без учета учебника по
данным курсам.
Учебный план составлен с учетом особенностей познавательной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный план направлен на
разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское и нравственное, трудовое, эстетическое и физическое
воспитание. Образовательный процесс содержит материал, помогающий учащимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
Через внеучебную деятельность в связи с потребностью обучающихся включены
коррекционные занятия (логопедические занятия, развитие психомоторики и сенсорных
процессов), цель которых совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности
ребенка, обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей
терминологии, исправление недостатков моторики.
Также коррекционные занятия планируются и проводятся через программы работы
педагога-психолога и педагога-логопеда. Их продолжительность 15-20 минут.
Реализация учебного плана обеспечена государственными учебными программами,
рабочими программами, учебными пособиями программно - методическими материалами
(учебниками,
методическими
рекомендациями
дидактическими
материалами,
12
контрольными заданиями, оборудованием и др,), необходимыми кадрами специалистов,
кадрами соответствующей квалификации.
Данный учебный план служит основанием при составлении индивидуального
учебного плана для каждого обучающегося индивидуально на дому по заключению
врачебной комиссии. На основании заключения врачебной комиссии и заявления
родителей образовательное учреждение решает вопрос об организации образования
конкретного ребенка на дому.
Промежуточная аттестация по программам
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предмет
форма
Русский язык
списывание
Чтение
чтение наизусть
Речевая практика
собеседование
Математика
контрольная работа
Мир природы и человека
собеседование
предмет
класс, форма
7
5
6
Русский язык
Чтение
(Литературное чтение)
списывание
чтение
наизусть
списывание
чтение
наизусть
списывание
чтение
наизусть
списывание
чтение
наизусть
Математика
контрольная
работа
контрольная
работа
контрольная
работа
контрольная
работа
Природоведение
Биология
География
проверочная
работа
проверочная
работа
проверочная
работа
проверочная
работа
проверочная
работа
проверочная
работа
проверочная
работа
Мир истории
История отечества
8
Формой промежуточной аттестации является текущая (на основании отметок,
полученных в течение четверти или полугодии, выставляется средний балл; при этом
учитываются объем и сложность выполняемых учебных заданий и результаты
проводимых контрольных мероприятий) по предметам: музыка, изобразительное
искусство, физическая культура, профильный труд, ручной труд, основы социальной
жизни, информатика.
1. Индивидуальный учебный план по основным общеобразовательным
программам на дому для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 7 класс
13
Обучение по индивидуальным планам организуется для обучающихся,
воспитанников, которым по состоянию здоровья медицинским учреждением
здравоохранения рекомендовано обучение на дому в соответствии с перечнем
заболеваний. Ребенок выводится на индивидуальное обучение на основании
медицинского заключения врачебной комиссии и заявления родителей (законных
представителей).
Организация
индивидуального
обучения
регламентируется
индивидуальным учебным планом, учебным годовым календарным графиком и
расписанием занятий, разрабатываемыми Учреждением в соответствии с Положением об
организации индивидуального обучения детей на дому.
Вопросы организации и содержания индивидуального обучения детей
регламентированы следующими нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
Областной закон «Об образовании в Свердловской области»;
Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» от 23 апреля 2015 года
N 270-ПП
Устав школы;
Положения «Об индивидуальном обучении на дому».
По
состоянию
здоровья
рекомендуется
обучение
по
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) индивидуально. Недельная учебная нагрузка -10
часов по рекомендации ГБУЗ СО «Слободо-Туринская РБ».
В
учебный план индивидуального обучения включены все предметы учебного
плана. Предметы учебного плана распределены с учетом особенностей течения
заболевания и способностей обучающегося.
По всем предметам учебного плана составлено тематическое планирование с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учреждение организует индивидуальное обучение
по состоянию здоровья
обучающихся.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в
соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Учебный план индивидуального обучения
по адаптированной основной общеобразовательной программе
на 2024- 2025учебный год
7класс
Предметные
области
Учебные предметы
По
В ОУ
федеральному
(недельный)
базисному
учебному
(годовой)
14
плану
I. Обязательная часть
1. Язык и
речевая
практика
2. Математика
3.Окружающий
мир
1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация
2.1 Математические
представления
2
1
34
2
1
34
2
0,5
17
3.2 Человек
1
0,5
17
3.3 Домоводство
5
0,5
17
3.4. Окружающий
2
0,5
17
2
0,5
17
3
0,5
17
2
0,5
17
2
0,5
17
1
1
34
34
3.1 Окружающий
природный мир
социальный мир
4. Искусство
4.1 Музыка и
движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5. Физическая
5.1 Адаптивная
культура
физкультура
6. Технологии
6.1 Профильный
труд
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
- Логопедические занятия
-Психокоррекционные занятия
2
Коррекционно-развивающая
область
(обязательные
коррекционноразвивающие курсы)
1. Сенсорное развитие
2
0,5
17
2. Предметно-практические действия
2
0,5
17
3. Двигательное развитие
2
0,5
17
4. Альтернативная коммуникация
2
0,5
17
Итого
8
10
340
9 класс
15
Учебные предметы
По федеральному базисному
учебному плану
В ОУ
(недельный)
1. Русский язык
4
1
(годовой)
34
2. Чтение
4
1
34
3. Основы социальной жизни
2
1
34
4.Математика
4
1
34
5.Информатика
1
1
34
6. Биология
2
1
34
7. География
2
1
34
8. Истории Отечества
2
1
34
9. Адаптивная физическая
культура
2
1
34
10. Профильный труд
7
1
34
ИТОГО
28
10
340
Индивидуальные
коррекционные занятия:
6
2
68
1
34
1
34
12
408
- логопедические
- развитие психомоторики и
сенсорных процессов
ВСЕГО
36
2. Порядок, сроки и формы промежуточной аттестации обучающихся
(индивидуальное обучение)
Цель промежуточной аттестациии:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы.
При составлении расписания необходимо учитывать, что в день разрешается проводить в
классе только одну контрольную работу.
Работа проводится на втором уроке.
Работы учащихся проверяются учителем, отметки заносятся в классный журнал.
16
Отметка, полученная при прохождении промежуточной
аттестации,
при выставлении четвертной и годовой отметки по данному предмету.
предмет
Русский язык
Математика
4,5 класс, форма
списывание
контрольная работа
учитывается
7,9 класс, форма
списывание
контрольная работа
Формой промежуточной аттестации является текущая (на основании отметок,
полученных в течение четверти или полугодии, выставляется средний балл; при этом
учитываются объем и сложность выполняемых учебных заданий и результаты
проводимых контрольных мероприятий) по предметам: музыка, изобразительное
искусство, физическая культура, профильный труд, основы социальной жизни.
Список специальных учебников для реализации основных адаптированных
программ на 2024-2025 учебный год
по МКОУ «Ницинская средняя общеобразовательная школа»,
в соответствии с федеральным перечнем учебников,
утвержденным МО РФ.
Автор/авторский Наименование учебника
Кл Наименование
коллектив
асс издателя
учебника
Комарова С.В
Речевая практика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
1
АО "Издательство
"Просвещение"
Комарова С.В.
Речевая практика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
2
АО "Издательство
"Просвещение"
Комарова С.В.
Речевая практика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
3
АО "Издательство
"Просвещение"
Комарова С.В.
Речевая практика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
4
АО "Издательство
"Просвещение"
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
2
1.1.1.1.1.21.1
Якубовская Э. В.,
Коршунова Я. В.
Издательство
"Просвещение"
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
3
1.1.1.1.1.21.2
Якубовская Э. В.,
Коршунова Я. В.
Издательство
"Просвещение"
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
4
1.1.1.1.1.21.3
Якубовская Э. В.,
Коршунова Я. В.
АО "Издательство
"Просвещение"
Ильина С.Ю.,
Аксенова А.К.,
Головкина Т.М. и
др.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
2
АО "Издательство
"Просвещение"
1.1.1.1.1.17.1
1.1.1.1.1.17.2
1.1.1.1.1.17.3
1.1.1.1.1.17.4
1.1.1.1.2.11.1
17
Ильина С.Ю.,
Богданова А.А.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
3
АО "Издательство
"Просвещение"
Ильина С.Ю.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
4
АО "Издательство
"Просвещение"
Алышева Т.В.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
1
АО "Издательство
"Просвещение"
Алышева Т.В.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
2
АО "Издательство
"Просвещение"
Алышева Т.В.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
3
АО "Издательство
"Просвещение"
Алышева Т.В.,
Яковлева И. М.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) (в 2
частях)
4
АО "Издательство
"Просвещение"
Мир природы и человека (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях)
1
1.1.1.4.1.14.1
Матвеева Н.Б.,
Ярочкина И.А.,
Попова М.А. и др.
АО "Издательство
"Просвещение"
Мир природы и человека (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях)
2
1.1.1.4.1.14.2
Матвеева Н.Б.,
Ярочкина И.А.,
Попова М.А. и др.
АО "Издательство
"Просвещение"
Мир природы и человека (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях)
3
1.1.1.4.1.14.3
Матвеева Н.Б.,
Ярочкина И.А.,
Попова М.А. и др.
АО "Издательство
"Просвещение"
Мир природы и человека (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) (в 2 частях)
4
1.1.1.4.1.14.4
Матвеева Н.Б.,
Ярочкина И.А.,
Попова М.А. и др.
АО "Издательство
"Просвещение"
Изобразительное искусство (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
1
1.1.1.6.1.7.1
Рау М.Ю., Зыкова
М.А.
АО "Издательство
"Просвещение"
Изобразительное искусство (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
2
1.1.1.6.1.7.2
Рау М.Ю., Зыкова
М.А.
АО "Издательство
"Просвещение"
Изобразительное искусство (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
3
1.1.1.6.1.7.3
Рау М.Ю., Зыкова
М.А.
АО "Издательство
"Просвещение"
Изобразительное искусство (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
4
1.1.1.6.1.7.4
Рау М.Ю., Зыкова
М.А.
АО "Издательство
"Просвещение"
Кузнецова Л.А.
Технология. Ручной труд (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
1
АО "Издательство
"Просвещение"
1.1.1.1.2.11.2
1.1.1.1.2.11.3
1.1.1.3.1.12.1
1.1.1.3.1.12.2
1.1.1.3.1.12.3
1.1.1.3.1.12.4
1.1.1.7.1.12.1
18
Кузнецова Л.А.
Технология. Ручной труд (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
2
АО "Издательство
"Просвещение"
Кузнецова Л.А.
Технология. Ручной труд (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
3
АО "Издательство
"Просвещение"
Технология. Ручной труд (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
4
1.1.1.7.1.12.4
Кузнецова Л.А.,
Симукова Я. С.
АО "Издательство
"Просвещение"
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
5
1.1.2.1.1.9.1
Якубовская Э.В.
Галунчикова Н.Г.
АО "Издательство
"Просвещение"
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
6
1.1.2.1.1.9.2
Якубовская Э.В.
Галунчикова Н.Г.
АО "Издательство
"Просвещение"
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
7
1.1.2.1.1.9.3
Якубовская Э.В.
Галунчикова Н.Г.
АО "Издательство
"Просвещение"
Якубовская Э.В.
Галунчикова Н.Г.
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Якубовская Э.В.
Галунчикова Н.Г.
Русский язык (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Галунчикова Н.Г.
Якубовская Э.В
Русский язык. Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид)
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Галунчикова Н.Г.
Якубовская Э.В
Русский язык. Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид)
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Галунчикова Н.Г.
Якубовская Э.В
Русский язык. Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII вид)
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Малышева З.Ф.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
5
АО "Издательство
"Просвещение"
Бгажнокова И. М.,
Погостина Е. С.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
6
АО "Издательство
"Просвещение"
Аксёнова А. К.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Малышева З. Ф.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
8
АО "Издательство
"Просвещение"
1.1.1.7.1.12.2
1.1.1.7.1.12.3
1.1.2.1.1.9.4
1.1.2.1.1.9.5
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
1.1.2.1.2.8.1
1.1.2.1.2.8.2
1.1.2.1.2.8.3
1.1.2.1.2.8.4
19
Аксёнова А. К.,
Шишкова М. И.
Чтение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Аксёнова А.К.
Чтение. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Малышева З.Ф.
Чтение. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Аксёнова А.К.,
Шишкова М.И.
Чтение. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Мир Истории (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
6
1.1.2.3.1.5.1
Бгажнокова И. М.,
Смирнова Л. В.
АО "Издательство
"Просвещение"
История Отечества (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
7
1.1.2.3.1.5.2
Бгажнокова И. М.,
Смирнова Л. В.
АО "Издательство
"Просвещение"
История Отечества (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
8
1.1.2.3.1.5.3
Бгажнокова И. М.,
Смирнова Л. В.
АО "Издательство
"Просвещение"
Бгажнокова И. М.,
Смирнова Л. В.,
Карелина И. В.
История Отечества (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
9
АО "Издательство
"Просвещение"
География (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
6
1.1.2.3.4.4.1
Лифанова Т. М.,
Соломина Е.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
География (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
7
1.1.2.3.4.4.2
Лифанова Т. М.,
Соломина Е.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
География (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
8
1.1.2.3.4.4.3
Лифанова Т. М.,
Соломина Е.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
География (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
9
1.1.2.3.4.4.4
Лифанова Т. М.,
Соломина Е.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
География. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений (VIII вид)
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
География. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений (VIII вид)
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
География. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений (VIII вид).
9
АО "Издательство
"Просвещение"
1.1.2.1.2.8.5
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
1.1.2.3.1.5.4
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
20
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
5
1.1.2.4.1.9.1
Перова М.Н.,
Капустина Г.М.
АО "Издательство
"Просвещение"
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
6
1.1.2.4.1.9.2
Капустина Г. М.,
Перова М.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
Алышева Т.В.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Эк В. В.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Антропова А. П.,
Ходот А. Ю.,
Ходот Т.Г.
Математика (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Алышева Т.В.
Математика. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Эк В.В.
Математика. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Перова М.Н.
Математика. Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Клепинина З.А.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы
(для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
7
АО "Издательство
"Просвещение"
Биология. Животные (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
8
1.1.2.5.2.10.2
Никишов А.И.,
Теремов А.В.
АО "Издательство
"Просвещение"
Биология. Человек (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
9
1.1.2.5.2.10.3
Соломина Е.Н.,
ШевырёваТ.В.
АО "Издательство
"Просвещение"
Природоведение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
5
1.1.2.5.4.1.1
Лифанова Т. М.,
Соломина Е.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
Природоведение (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями)
6
1.1.2.5.4.1.2
Лифанова Т. М.,
Соломина Е.Н.
АО "Издательство
"Просвещение"
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
Природоведение. Учебник для
специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений
(VIII вид)
Биология. Растения. Бактерии. Грибы.
Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных
5
АО "Издательство
"Просвещение"
7
АО "Издательство
"Просвещение"
1.1.2.4.1.9.3
1.1.2.4.1.9.4
1.1.2.4.1.9.5
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
1.1.2.5.2.10.1
2.2.6.1.3.1
Исключен из
ФП
Клепинина З.А.
21
учреждений VIII вида
Никишов А.И.,
Теремов А.В.
Биология. Животные. Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
8
АО "Издательство
"Просвещение"
Соломина Е.Н.,
ШевырёваТ.В.
Биология. Человек. Учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Технология. Швейное дело (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
5
1.1.2.7.1.5.1
Картушина Г.Б.,
Мозговая Г.Г.
АО "Издательство
"Просвещение"
Технология. Швейное дело (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
6
1.1.2.7.1.5.2
Картушина Г.Б.,
Мозговая Г.Г.
АО "Издательство
"Просвещение"
Технология. Швейное дело (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
7
1.1.2.7.1.5.3
Мозговая Г.Г.,
Картушина Г.Б.
АО "Издательство
"Просвещение"
Технология. Швейное дело (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
8
1.1.2.7.1.5.4
Мозговая Г.Г.,
Картушина Г.Б.
АО "Издательство
"Просвещение"
Технология. Швейное дело (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)
9
1.1.2.7.1.5.5
Картушина Г.Б.,
Мозговая Г.Г.
АО "Издательство
"Просвещение"
Мозговая Г.Г.,
Картушина Г.Б.
Технология. Швейное дело. Учебник
для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII
вид).
Технология. Швейное дело. Учебник
для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII
вид).
Технология. Швейное дело. Учебник
для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений (VIII
вид).
7
АО "Издательство
"Просвещение"
8
АО "Издательство
"Просвещение"
9
АО "Издательство
"Просвещение"
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Исключен из
ФП
Мозговая Г.Г.,
Картушина Г.Б.
Картушина Г.Б.,
Мозговая Г.Г.
22