Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЦИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
Свердловская область, Слободо- Туринский район, с.
Ницинское, ул. Советская, 29", L=с.Ницинское,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
ОГРН=1026602267780, СНИЛС=02591208639, ИНН
ЮЛ=6651002785, ИНН=665100332282,
E=pma_nicink@mail.ru, G=Маргарита Адольфовна,
SN=Полякова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""НИЦИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Ницинское
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ницинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА на заседании
Педагогического совета
МКОУ «Ницинская СОШ»
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Ницинская СОШ»
__________ М.А.Полякова
Приказ № 109-д от 30.08.2024г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Театральная студия «Премьера»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шароватова Анна Владиславовна,
педагог-организатор
с. Ницинское, 2024г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I Наименование программы
II Направленность
III Сведения об авторе и
составители программы
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес,
контактный телефон.
IV Сведенья о программе
1. Нормативная база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа Театральная студия «Премьера»
художественная направленность
Шароватова Анна Владиславовна
1997
Среднее профессиональное
Педагог-организатор
Первая
1604200924@mail.ru
89222296958
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года №
678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой
оценки
качества
дополнительного образования
детей,
направленными письмом Министерства образования и науки РФ
от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09;
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
2
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5. Подвид программы
6.Уровень программы
7.Тип программы
V Характеристика программы
1. Цель программы
2. Учебные разделы/курсы/
модули (в соответствии с
учебным планом)
3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности.
4. Формы мониторинга
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О
внесений изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике
Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104-д «Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ в образовательных организациях»;
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Ницинская средняя общеобразовательная школа».
1 год (9 месяцев), 72 часа
Очная
11 - 15 лет
Возможность обучения одарённых детей
Базовый
Модифицированная
Формирование и развитие артистических способностей
обучающихся, раскрытие их творческого потенциала средствами
театрального искусства.
1. История театра
2. Техника актёра
3. Этюды
4. Репетиционные занятия
5. Итоговые занятия
Методы: словесный, наглядный практический; игровой.
Формы: учебное занятие, игра, спектакль.
Первичная диагностика: практические упражнения для
определения уровня подготовки.
Текущая аттестация: практические занятия, участие в жизни
школы, конкурсах.
Промежуточная аттестация: тестирование, творческие работы,
спектакль.
5. Дата утверждения и последней
30.08.2024г.
корректировки
3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно – тематический план
Содержание учебно-тематического плана
1.4. Планируемые результаты
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.3. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр.5
стр.7
стр.8
стр.8
стр.8
стр.11
стр.12
стр.15
стр.17
стр.18
4
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия
«Премьера» (далее Программа) имеет художественную направленность.
Тип программы – модифицированная, разработана на основе изучения программ данного
направления и на основе авторской Дополнительной оющеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности Театральная студия «Перевоплощение», Четнев Д.В., г.Нижний Новгород: 2019, с изменением структуры программы и коррекцией содержания.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и нормативной
базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов образовательной организации, интересов,
способностей и особенностей детей.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия
«Премьера» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г.
№ ВК - 1232/09;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104-д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
- Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская средняя
общеобразовательная школа».
Актуальность программы обусловлено тем, что социальная адаптация и интеграция детей
ведется в разных направлениях, в том числе и через привлечение детей к различным видам
творческой деятельности, таким как: музыка, изобразительная деятельность, театр, ритмика. Детский
театр оказывает существенное воспитательное и образовательное воздействие на детей, способствует
5
возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, самовыражении и самопознании. Объединяя
в себе все виды искусства, театр дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о
живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладном искусстве. Работа над
спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает
скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть
через «я стесняюсь», поверить в себя. Особенно это актуально для детей с ослабленным здоровьем, с
отклонениями в развитии, для замкнутых и неуверенных в себе детей. Данная программа направлена
на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным
действием, развитие артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. Итогом
деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их
концертных программах, конкурсах, в постановке спектаклей. Актуальность программы обусловлена
потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно
средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Отличительные особенности программы, новизна
Актерское мастерство позволяет развивать у детей чувство вкуса, интеллект, фантазию,
память, внимание, чувство ритма, а также чувствовать пространство и время. Так же дети учатся
ответственности, самостоятельности, коммуникабельности, умению слышать и видеть партнера,
оценивать и жить на сцене. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи,
танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный
мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться
координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не
только детей, но и детей и родителей Данная программа является частью общеобразовательной
программы и направлена на воспитание, развитие ребенка, формирование духовных и моральных
ценностей.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия
«Премьера» адресована для детей в возрасте от 11 до 15 лет.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических
особенностей детей данного возраста.
8 —14 лет – это дети предподросткового и подросткового возраста. Дети отличаются большой
жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной
практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено
поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все
большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и
сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. В этот период детям необходимо
хобби, за которым они могли бы интересно проводить время. Театральная студия становится для
многих из них любимым делом. В студии они находят отличных друзей, что очень важно, учитывая,
что именно в этом возрасте дети часто попадают в плохие компании. На занятиях они становятся
увереннее в себе, преодолевают подростковые комплексы, повышают самооценку.
В 15 – 17 лет у подростков формируются привычки. Их мышление достигает новых высот.
Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть
комплексы. Любят дебаты и споры. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной
группе, и театральный коллектив становится местом, где подросток может быть самим собой, может
найти новых друзей. И где каждый ребенок, даже самый замкнутый, через некоторое время
раскрепоститься. Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Это возраст, пожалуй,
самый серьезный в театральной студии. В основном здесь занимаются те ребята, которые осознали,
что хотят сделать театр частью своей жизни. Подростки могут записаться на продвинутый уровень,
подготовиться к поступлению в театральный вуз, словом, сделать свои первые шаги на пути к
профессии актера.
Набор детей в группу осуществляется без предварительного отбора, принимаются все
желающие, проявляющие интерес к театральным занятиям. Количество детей в группе: 12 - 20
человек.
6
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся), подписание согласия на
обработку персональных данных.
Модель реализации Программы традиционная, т.к. представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение 1 года обучения.
Уровневость программы. Программа базового уровня, который предполагает, опираясь на
естественные для ребенка способности «учиться, играя», научиться играть на сцене.
Объем и срок освоения общеразвивающей программы. Режим занятий.
Объем программы - 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу для каждой группы.
Продолжительность одного академического часа 40 минут.
Перечень форм обучения: индивидуально-групповая
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, тренинг.
Перечень форм подведения итогов: наблюдение, спектакль.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие артистических способностей обучающихся,
раскрытие их творческого потенциала средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с историей театрального искусства.
- Сформировать навыки коллективного взаимодействия.
Развивающие:
- Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое
мышление.
- Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса;
мышечную свободу; фантазию, пластику.
- Развить творческие и организаторские способности
Воспитательные:
- Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, искусству
- Воспитывать эстетический вкус.
- Сформировать у детей и подростков нравственное отношение к окружающему миру,
нравственные качества личности.
7
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
История театра
Вводное занятие
Театр как вид искусства
Основные принципы театра
Истоки театра
Техника актера
Сценическое внимание
Сценическое воображение и
фантазия
Сценическое общение
Сценическое взаимодействие
Эмоциональная память
Мышечная свобода
Сценическое действие
Логика и последовательность
мысли, чувствования, действия
(внутреннего и внешнего), задач,
воображения
Этюды
Этюды «Наблюдения»
Этюды на «Память физических
действий»
Репетиционные занятия
Чтение по ролям
Действенный анализ произведения
7
1
2
2
2
21
3
3
3,5
0,5
1
1
1
8
1
1
3,5
0,5
1
1
1
13
2
2
2
3
2
3
2
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
14
7
7
4
2
2
10
5
5
Беседа, наблюдение
28
6
5
2
2
26
6
3
Беседа, практическое занятие,
наблюдение
Репетиция отдельных сцен
Репетиция прогонная (со светом и
звуком)
Генеральная репетиция
Итоговые занятия
Итого
8
6
-
8
6
3
2
72
0
17,5
3
2
54,5
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
Количество часов
Всего
Теори Практик
я
а
Формы контроля / аттестации
Беседа
Беседа, практическое занятие,
опрос
Беседа, практическое занятие,
наблюдение, опрос
Спектакль
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. История театра.
1.1. Тема. Вводное занятие.
Теория: слово о театре, правила техники безопасности, правила поведения на занятиях.
Знакомство с понятиями «театр»: драматург, режиссёр, актёр, зритель.
Практика: игровые упражнения на развитие фантазии, воображения, внимания («Луноходик»,
«Паноктиум», «Мигалки»).
Форма контроля: беседа.
1.2. Тема. Театр как вид искусства.
8
Теория: беседа о театре, как одного из видов театрального искусства. Чем отличается
театральное искусство от других видов искусства и что общего между ними.
Практика: опрос по теме: театр, как вид искусства, его отличие от других видов искусств.
Форма контроля: беседа, устный опрос.
1.3. Тема. Основные принципы театра.
Теория: беседа о принципах театра, и их влияние на театральное искусство.
Практика: опрос по теме: основные принципы театра.
Форма контроля: беседа, устный опрос.
1.4. Тема. Истоки театра.
Теория: введение детей в классической театр древней Греции, Рима, истоки. Устройство
театра, характер театральных представлений. Строение древнеримского театра. Различные виды
зрелищ.
Практика: опрос по теме: Античный театр, Древнеримский театр.
Форма контроля: беседа, устный опрос.
Раздел 2. Техника актера.
2.1.
Тема. Сценическое внимание.
Теория: знакомство с понятием. Виды внимания. Этапы внимания. Круги внимания.
Практика: упражнение на развитие сценического внимания: рассмотреть объект, хлопки по
сигналу, изобразить малый, средний, большой круг внимания.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2.2. Тема. Сценическое воображение и фантазия.
Теория: знакомство с понятиями. Этапы воображения и фантазии.
Практика: упражнения на развитие воображения и фантазии: смена места действия, смена
времени года, создать прелюдия и предлагаемые обстоятельства.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2.3. Тема. Сценическое общение.
Теория: знакомство с понятием. Стадии общения.
Практика: упражнения на развитие сценического общения: наблюдательность и сцепка,
общение с одушевленными и неодушевленными объектами для всех пяти органов чувств, перевязать
раненому руку, подать пальто.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2.4. Тема. Сценическое взаимодействие.
Теория: знакомство с понятием. Процесс сценического взаимодействия в спектакле.
Практика: упражнения на развитие взаимодействия: встреча двух людей, 5 скоростей (ходим
по комнате с разным ритмом), зеркало (один человек зеркало, повторяет за другим движения) тень (
пройтись за партнерам как тень).
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2.5. Тема. Эмоциональная память.
Теория: знакомство с понятием. Этапы развития эмоциональной памяти.
Практика: упражнения на развитие эмоциональной памяти: на зрительные ощущения (как
выглядит кошка, как пьет чай мама и т.д.), слуховые ощущения (как играет гармонь, лает собака,
гудит паровоз и т.д.), вкусовые ощущения ( представить во рту мороженное, шоколад, горчицу и
т.д.), осязательные ощущения (горячая или холодная вода, гладите кошку, шерстяная кофта и т.д.).
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2.6. Тема. Мышечная свобода.
Теория: знакомство с понятием. Этапы развития мышечной свободы.
Практика: упражнения на снятие мышечных зажимов. Напрячь ноги – расслабить, потом
руки, шею и т.д.
Форма контроля: беседа, наблюдение
2.7. Тема. Сценическое действие.
Теория: знакомство с понятием и этапами развития сценического действия.
Практика: выполнение упражнений на сценическое действие (рассмотреть предмет,
выполнить действие с предметом: вставить нитку в иголку, помыть пол.)
9
Форма контроля: беседа, наблюдение.
2.8. Тема. Логика и последовательность мысли, чувствования, действия (внутреннего
и внешнего), хотение, задач, стремления, вымысла, воображения.
Теория: познакомить с понятиями логика и последовательность действий. Ознакомить с
этапами развития логики и последовательности действий на сцене во время подготовки к спектаклю.
Практика: выполнение упражнений на беспредметное действие и действие с предметом. (этюд
«иголка с ниткой», работа с предметом с конкретной заданной эмоцией).
Форма контроля: беседа, наблюдение.
Раздел 3. Этюды.
3.1. Тема. Этюды «Наблюдения».
Теория: знакомство с понятием этюд.
Практика: выполнение этюдов на «наблюдения» (показ изображения животных и походки
людей) и др.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
3.2. Тема. Этюды на «Память физических действий».
Практика: выполнение этюдов на «память физических действий» (беспредметная работа над
этюдом: изобразить без помощи предмета действие «мыть посуду») и др.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
Раздел 4. Репетиционные занятия.
4.1. Тема. Чтение по ролям
Практика: чтение по ролям пьесы.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
4.2. Тема. Действенный анализ произведения
Теория: знакомство с действенным анализом произведения.
Практика: игра на сцене без использования текста.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
4.3. Тема. Репетиция отдельных сцен
Практика: репетиция отдельных сцен для отработки качественного исполнения ролей.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
4.4. Тема. Репетиция прогонная (со светом и звуком)
Практика: проведение репетиции со светом и звуком для атмосферы спектакля.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
4.5. Тема. Генеральная репетиция.
Практика: генеральная репетиция с костюмами, декорациями, реквизитом, звуком и светом.
Форма контроля: беседа, наблюдение.
Раздел 5. Итоговые занятия.
Практика: показ спектакля.
Форма контроля: спектакль, беседа.
10
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знают историю театра;
- владеют основными несложными техниками актёрского мастерства;
- читают, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- различают произведения по жанру;
- владеют речевым дыханием и правильной артикуляцией;
- выражают разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение).
Метапредметные результаты:
- понимать и принимают учебную задачу, сформулированную учителем;
- планируют свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- анализируют причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
- включаются в диалог, в коллективное обсуждение, проявляют инициативу и активность
- работают в группе, учитываямнения партнёров, отличные от собственных;
- предлагают помощь и сотрудничество;
- умеют слушать собеседника;
- адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- испытывают потребность сотрудничества со сверстниками;
- доброжелательно относятся к сверстникам;
- проявляют этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознают значимость занятий театральным искусством для личного развития.
11
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Кадровые. Реализовать Программу может педагог дополнительного образования по
театральному мастерству или учитель, имеющий высшее педагогическое образование, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности и прошедшим
предварительную подготовку на курсах по дополнительному образованию и курсам по актерскому
мастерству.
Организационно – педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне образовательного учреждения по плану воспитательной
работы;
- возможность участия в районных конкурсных и воспитательных мероприятиях;
- сотрудничество с родителями обучающихся, с другими детскими коллективами;
- создание образовательной среды, поездки, участие в мероприятиях, сетевое взаимодействие,
привлечение добровольных помощников.
Организационно-педагогические
условия
реализации
образовательной
программы
обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие
применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет:
- мебель, соответствующая возрасту обучающихся;
- стол и кресло для преподавателя
- ноутбук
- шкаф для хранения учебных пособий
- зеркало
Сцена, актовый зал:
- декорации для театра
- ширма
- светодиодные прожекторы
- микшерский пульт
- звуковые колонки
- музыкальный центр
- комплект микрофонов
-акустическая система
-ноутбук
Методические особенности организации образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс программы разработан с целью достижения более высоких
результатов. В комплект входят следующие методические материалы, разработанные с учетом
возрастных особенностей учащихся.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
методические рекомендации для педагога дополнительного образования;
памятки для родителей;
дидактические материалы для работы с обучающимися («Театральный словарик»,
«Дневник наблюдения», «Азбука актера» Тумбаева Р.И., «Как стать актером» Дюпре В.)
Формы обучения: очно-заочная
Формы организации образовательного процесса:
Групповая - создаются условия для необходимой конкуренции между детьми, а также
взаимопомощи.
Индивидуальная – дети работают самостоятельно по индивидуальным заданиям.
Самостоятельная - дети выполняют индивидуальные задания, специально подобранных
упражнений, просмотр видеозаписей.
12
Формы организации учебного занятия: учебное занятие, театральная игра, выразительное
чтение, концерт, спектакль.
Содержание подготовительной и заключительной частей зависят от построения основной
части.
Структура учебно-тренировочного занятия имеет три части
Курс занятия поострен на алгоритме «Знания-Навык». Эффект этого непрерывного движения
достигается тем, что каждый следующий навык, базируется на знаниях, умениях и навыках,
полученных ранее. Тем самым, от знаний к умению и от умений к навыкам обучающиеся постепенно
поднимаются с каждым занятием Программы, как по ступенькам.
Подготовительная часть (30—35% от всего времени занятия) предусматривает:
- организацию обучающихся к началу занятия, проверку готовности к занятию, сообщение
задач занятия, повышение внимания детей (речевая гимнастика, упражнения), создание
психологического настроя на продуктивную работу;
- осуществление общего настроя для повышения работоспособности (применяются
упражнения на развитие памяти, внимания, дыхательные комплексы).
Основная часть (60—70% от всего времени занятия) предназначена для решения
практических упражнений. Знакомство с новыми понятиями, планами руководителя. Если в
основной части решается несколько задач различного типа, то перед каждой новой задачей
необходимо провести точную установку, помогающую психологически настроиться и обеспечить
выполнение новых заданий. Работа с текстом, работа над постановкой, репетиция со звуком и
светом.
Заключительная часть (5-10% от всего времени занятия). Подведение итогов, обсуждение и
анализ успехов каждого обучающегося. Рекомендуются самостоятельные задания в домашних
условиях, учет индивидуальных особенностей детей.
Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический; игровой и воспитания
(поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация, создание ситуаций).
Педагогические
технологии.
Технология
группового
обучения,
коллективного
взаимообучения, развивающего обучения, игровой деятельности.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в детском объединении осуществляется согласно Рабочей программы
воспитания МКОУ «Ницинская СОШ» и ежегодного Календарного плана воспитательной работы.
Цель рабочей программы воспитания - создание единого воспитательного пространства для
развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся, проявляющееся:
- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе ценностей
(таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), в усвоении
ими социально значимых знаний;
- в развитии позитивных отношений к общественным ценностям (в развитии социально
значимых отношений);
- в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта
осуществления социально значимых дел).
Задачи:
- использовать в воспитании детей возможности учебного занятия по Программе как источник
поддержки и развития интереса к познанию и творчеству; содействовать успеху каждого ребенка;
- организовывать воспитательную работу с коллективом и индивидуальную работу с
обучающимися детского объединения;
- реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования духовнонравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского объединения и образовательной
организации, развития субъектной позиции обучающихся;
- организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся для
совместного решения проблем воспитания и социализации детей и подростков;
- реализовывать потенциал наставничества и тьюторства в воспитании детей и подростков как
основу поддержки и развития мотивации к саморазвитию и самореализации;
13
- содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на
основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
- формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивацию и способность к
духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих
конструктивную,
социально-приемлемую
самореализацию,
позитивную
социализацию,
противодействие возможному негативному влиянию среды.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
Направления
воспитания
Учебные занятия по
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам
Организация
воспитательной
деятельности в детских
объединениях
Воспитательные
мероприятия в детских
объединениях,
образовательной
организации
Задачи воспитания
Тематические
модули
Использовать в воспитании детей возможности «Воспитание
на
учебного
занятия
по
дополнительным учебном занятии»
общеобразовательным программам как источник
поддержки и развития интереса к познанию и
творчеству; содействовать успеху каждого ребенка
Организовывать
воспитательную
работу
с «Воспитание
в
коллективом и индивидуальную работу с детском
обучающимися детского объединения
объединении»
Реализовывать потенциал событийного воспитания «Ключевые
для
формирования
духовно
нравственных культурно
ценностей, укрепления и развития традиций образовательные
детского
объединения
и
образовательной события»
организации, развития субъектной позиции
обучающихся
Продуктивное
Организовывать работу с родителями (законными «Взаимодействие с
взаимодействие
с представителями) обучающихся для совместного родителями»
родителями
решения проблем воспитания и социализации
детей и подростков
Индивидуализация
Реализовывать потенциал наставничества в «Наставничество и
образовательного
воспитании детей и подростков как основу тьюторство»
процесса
поддержки и развития мотивации к саморазвитию
и самореализации
Профориентационная
Содействовать приобретению опыта личностного и «Профессиональное
работа
профессионального самоопределения на основе самоопределение»
индивидуальных проб в совместной деятельности
и социальных практиках
Профилактическая
Формировать у детей и подростков нравственные «Профилактика»
работа
ценности, мотивацию и способность к духовнонравственному развитию, интересов и личностных
качеств,
обеспечивающих
конструктивную,
социально
приемлемую
самореализацию,
позитивную
социализацию,
противодействие
возможному негативному влиянию среды.
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для развития
познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Учебные занятия
художественной направленности направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка,
получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты, повышают
общекультурный уровень детей.
14
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов образовательной
деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего
периода освоения программы и включает в себя:
Формы проведения аттестации обучающихся по данной программе следующие: наблюдение,
практические работы, конкурсы, спектакли.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия. В
завершении каждого занятия обязательно проходит обзор занятия, где внимание занимающихся
концентрируется на эффективности и успешности деятельности. Отмечается прогресс
занимающихся. Это повышает уверенность каждого ребенка в себе и в товарищах, а также
порождает желание приходить на занятия в театральную студию снова. Если же рост не такой
быстрый, как хотелось бы всем участникам, необходимо отмечать и поощрять усилия всех и каждого
из начинающих.
Промежуточный контроль проводится 2 раза в год. Направлен на определение
промежуточного уровня знаний теоретического и практического материала для организации
обратной связи педагога с обучающимся.
Формы и критерии оценки результативности
Критериями оценки результативности обучения обучающихся являются:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия
теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой,
осмысленность использования приобретенных знаний;
- критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня
развития практических умений и навыков программным требования; качество выполнения
практического задания.
Формы проведения: наблюдение.
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Учебный материал усваивается бессистемно. Обучающейся овладел менее половины
объема практических знаний и умений, навыков, предусмотренных Программой.
Работоспособность крайне низкая.
Есть недостатки также в личностных качествах: эмоционально неустойчив, проявляет
недоверие к окружающим, боится общения. Часто наблюдаются негативные реакции
на просьбы руководителя, капризы.
Обучающийся овладел не менее половины объема практических знаний и умений,
навыков, предусмотренных Программой.
Личностные качества соответствуют «средним», «нормальным»: у ребенка
преобладает эмоционально-положительное настроение, приветлив с окружающими,
проявляет активный интерес к словам и действиям сверстников и руководителя.
Обучающейся показывает высокий уровень знаний практического материала, овладел
всеми умениями и навыками, предусмотренными Программой. Осваивает задания
повышенной трудности. Проявляет активный интерес к театральному искусству.
Личностные характеристики соответствуют нормам поведения данного возраста:
обучающийся сохраняет жизнерадостное настроение, проявляет активность.
Итоговый контроль не предусмотрен. Учитывая психологические особенности школьников
данного возраста не показательно соотносить командные достижения в соревнованиях и
индивидуальные результатами работы обучающихся, поэтому используются критерии
Промежуточного контроля.
Анализ результатов аттестации
1. Направления анализа результатов аттестации обучающихся:
- уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой
деятельности;
- полнота выполнения общеобразовательной программы детского объединения;
15
- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации
общеобразовательной программы;
- необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной деятельности
детского объединения.
2. Параметры подведения итогов:
- уровень знаний, умений, навыков обучающихся (высокий, средний, низкий);
- количество обучающихся, полностью освоивших общеобразовательную программу,
освоивших программу в необходимой степени (количество и проценты);
- совпадение прогнозируемых и реальных результатов в образовательном и воспитательном
процессе (совпадают полностью; совпадают в основном);
- перечень основных причин невыполнения детьми общеобразовательной программы;
перечень факторов, способствующих успешному освоению общеобразовательной программы;
- выводы по коррекции общеобразовательной программы, изменению методик преподавания.
Оценочные материалы
Критерии оценки достижения результатов.
Критерии оценки образовательных результатов для определения уровня и качества освоения
программы (Приложение 1). Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам
входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации в «Карту результативности учебной
группы» (Приложении 2). Используется в работе фонд оценочных материалов (Приложение 3).
16
2.3. Список литературы
Литература для педагога:
- нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ).
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН).
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ницинская
средняя общеобразовательная школа».
- литература, использованная при составлении программы:
1.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270с.
2.
Вилькин А.М. Фрагменты. Театрально-педагогические импровизации на заданную
тему.-М.: ВЦХТ(«Я вхожу в мир искусств»), 2010, № 1. - 176с.
3.
Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург,
СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002.-31с.
4.
Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак, 2008.377 с.
5.
Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. «Программы внеурочной деятельности:
Художественное творчество. Социальное творчество» М.: Просвещение, 2011г. – 79с.
6.
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера.- М.: Искусство, 2008г. – 233с.
7.
Зиман Л. Литературный театр. Литературно- театральные композиции, взаимодействие
учебной и внеклассной работы.- М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006, № 2. – 191с.
8.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий,
сценарии. Волгоград: Учитель, 2009.-153с.
9.
Корогородский З.Я. Играй, театр! – М.: Советская Россия, 2002г. – 160с.
10.
Никитина А.А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М., «Владос»,
2001. – 288 с.: ил.
11.
Петрова А.Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я вхожу в
мир искусства»), 2010.-144с., ил.
12.
Поламишев А.М. Действенный анализ пьесы. – Просвещение, 2002г. – 134с.
Литература для обучающихся:
1.
Дюпре В. Как стать актером/ Дюпре В. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 123с.
2.
Кипнис М., 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Тренинг: 128 лучших
упражнений для актера, режиссера, тренера / Михаил Кипнис.- М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2009.-287 с.
3.
Пауэлл М., Актерское мастерство для начинающих / (пер. с англ. И.Наумовой).М.:
Эксмо, 2011. – 256с.: ил. – (Самоучители)
4.
Тумбалиева Р.И., «Азбука актера». – М. 1998г. – 232с.
5.
Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство/Под ред. Володина В.А. - М: Аванта+ ,
2001. – с.222-413.
Электронные образовательные ресурсы:
«Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки, методическая
литература и многое другое для постановки детских спектаклей. Режим доступа https://dramateshka.ru/index.php/component/comprofiler
Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru
17
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и стр. 19
динамики личностного продвижения обучающегося
2.
Карта результативности освоения образовательной программы
стр. 20
3.
Оценочные материалы
стр. 21
18
Приложение 1
Уровень
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики
личностного продвижения обучающегося
баллы Освоение
разделов
программы
Менее 1/3
низкий
уровень
0-4
средний уровень
Знание (воспроизводит
термины, понятия,
представления, суждения,
гипотезы, теории,
концепции, законы
и т. д.)
Личностное и социальное развитие
Развитие
Воспитанность
Формирование
личностных
социальных
свойстви
компетенций
способностей
Выполнение со Ниже возрастных,
значительной
социальных,
помощью когоиндивидуальных
либо (педагога,
норм.
родителя, более
опытного
учащегося)
Выполнение при В соответствии с
поддержке.
возрастными,
Разовой помощи.
социальными,
Консультации
индивидуальными
кого-либо.
нормами.
Знание
элементарных норм,
правил, принципов
Знание
элементарных
норм, правил,
принципов.
Понимание (понимает
Усвоение,
Усвоение
смысл и значение
применение
элементарных
терминов, понятий,
элементарных норм, норм, правил,
гипотези т. д., может
правил. принципов принципов по
объяснить своими
по инициативе
инициативе
словами, привести свои
«извне»
«извне»
примеры, аналогии).
Эмоциональная
Эмоциональная
(использует знания и
значимость
значимость
умения в сходных
(ситуативное
(ситуативное
учебныхситуациях).
проявление).
проявление).
9 – 12
2/3Овладение,
Самостоятельное Выше возрастных,
Поведение,
Поведение,
практически самостоятельный перенос
построение,
социальных,
построенное на
построенное на
полностью
надругие предметы и
выполнение
индивидуальных
убеждении;
убеждении;
виды деятельности
действий,
норм.
осознание назчения
осознание
(осуществляет
операций.
смысла и цели.
значения смысла
взаимодействие уже
ицели.
имеющихся знаний,
уменийи навыков с вновь
приобретенными;
использует их в
различных ситуациях;
уверенно использует в
ежедневной
практике)
5-8
высокий уровень
Знания и мастерство
Формирование знаний,
Формирование
умений, навыков
общеучебных
способов
деятельности
1/3-2/3
19
Приложение 2
Карта результативности освоения образовательной программы
учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0-4
5-8
9-12
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
20
область
район
учреждение
Достижения (кол во) на уровне
объединение
конец года
середина года
начало года
конец года
середина года
Воспитанност Развитие
ь
коммуникац
ии
начало года
конец года
Развитие
личностны
хсвойств и
способносте
й
середина года
конец года
середина года
начало года
конец года
середина года
Формирование Формирование
ЗУН
общеучебных
способов
деятельности
начало года
конец года
середина года
ФИ
Освоение
обучающего разделов
ся
программы
начало года
№
-20
начало года
за 20
Приложение 3
Оценочные материалы
Задания для проверки уровня развития детей:
1.
Цель – Развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.
Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала,
легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа
детей, пожилой человек и т.д.? Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не
разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?
2.
Цель – Развитие выразительности речи и дикции.
Задание:
а) Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением: Над овражком у
дорожки Страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, Стражник грозен и сердит.
б) Произнести одно слово с разной интонацией: - Киска, как тебя зовут? - Мяу! (нежно) Сторожишь ты мышек тут? - Мяу! (утвердительно) - Киска, хочешь молока? - Мяу! (с большим
удовольствием) - А в товарищи щенка? - Мяу! Фф-ррр!
(изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)
3.
Цель – Развитие выразительности и пластики движений.
Задание:
а) Взять со стола карандаш так, как будто это: Червяк, Горячая печеная картошка, Маленькая
бусинка.
б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится в
зеркало.
4.
Цель – Адекватное выражение эмоций.
Задание: рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки»
Н.Сорокиной: Девочки и мальчики(кланяются) Хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики, Прыг, прыг,
прыг! Ножками топочут: Топ, топ, топ! Весело хохочут: Ха, ха, ха!
5.
Цель – Развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи
игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку; как Винни-Пух нашел
большой горшок с медом.
Тест
1. Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками:
А) Древнего Египта.
Б) Древней Греции.
В) Древнего Рима.
2. Это персонаж русского народного творчества. Изображается обычно в красной
рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. В словаре В. Даля это:
прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в
красном колпаке. Кто этот персонаж?
А) Буратино.
Б) Петрушка.
В) Незнайка.
3. Это один из самых известных кукольных театров России. Он был организован в 1931
году. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого
считается одной из лучших в мире. Кто является создателем и руководителем этого театра?
А) Сергей Владимирович Образцов.
Б) Сергей Владимирович Михалков.
В) Юрий Дмитриевич Куклачев.
4. Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют?
А) Балет.
21
Б) Опера.
В) Цирк.
5. Как называется реклама спектакля?
А) Объявление.
Б) Афиша.
В) Плакат.
6. Как называется краска на лице актера, помогающая создать определенный образ? А)
Румяна.
Б) Тени.
В) Грим.
7. Соедини картинку, на которой изображена кукла и ее название:
1) Кукла марионетка.
2) Тростевая кукла.
3) Перчаточная кукла.
А)
8.
1)
2)
3)
А)
Б)
В)
Соедини картинку, на которой изображен театр и его название:
Театр кукол.
Театр пантомимы.
Театр теней.
В)
Б)
Практическое задание
Инсценировка басни Ивана Андреевича Крылова, Льва Николаевича Толстого (на выбор).
Показ импровизированного этюда на заданную тему:
(задания на листках бумаги, учащийся тянет жребий)
1.
Дружная семья.
6.
Человек под дожем.
2.
Я все сам знаю.
7.
Грустный фильм.
3.
Большой начальник.
8.
Выигрышный лотерейный билет.
4.
Спящий котенок.
9.
Маленький хомячок в колесе.
5.
Веселый малыш.
10. Восхищенный пейзажем турист.
Кроссворд на тему «Театр»
22
Как называется краткий перерыв между действиями спектакля?
Документ, который, удостоверяет право пользоваться, чем- либо за определеннуюплату
Как называется исполнитель ролей в театральных представлениях?
Как называется группа музыкантов играющих на разных инструментах? 5). Как
называют руководителя театральных постановок?
1).
2).
3).
4).
Вопросы для индивидуальных карточек.
1.
Перерыв между актами или действиями спектакля – это…(Антракт.)
2.
Первое выступление актёра в театре или спектакле – это… (Дебют.)
3.
Объявление о том, что все билеты проданы, называется…(Аншлаг.)
4.
Заключительная сцена спектакля – это…(Финал.)
5.
Коллектив, составляющий творческий состав театра называется…(Труппа.)
6.
Отзыв, критический разбор и оценка произведения или театрального представления
– это…(Рецензия.)
7.
Перечень пьес, поставленных театром за определённый срок, - это…(Репертуар.)
8.
Художественное оформление места, где происходит действие, - это …
(Декорация.)
9.
Первая демонстрация спектакля – это…(Премьера.)
10.
Какие театральные профессии вы знаете? (Кто больше назовёт)
11.
Кто такие скоморохи? (Бродячие актёры, комедианты.)
12.
Граница между зрительным залом и сценой называется…(Рампа.)
13.
Изменения выражения лица актёра называется… (Мимика.)
14.
Наложение на лицо для создания образа тени и краски – это…(Грим.)
15.
Непременный участник спектакля, находящийся в зале,- это…(Зритель.)
16.
Что такое реквизит? (Предметы, необходимые актёрам во время спектакля.)
17.
Коллектив музыкантов – исполнителей, выступающих вместе,- это…(Оркестр,
ансамбль.)
18.
Письменное объявление о спектакле – это…(Афиша.)
19.
Верхний или средний ярус в зрительном зале называется…(Балкон.)
20.
Возвышающиеся друг за другом задние ряды партера называются…(Амфитеатр.)
21.
Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь?
(Аккордеон.)
22.
Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время обрядов? (Бубен.)
23.
Выезд театрального коллектива со спектаклем в другой город - … (Гастроль.)
Диагностика театрализованной деятельности
1.
Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение
регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговоркаМаша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку. Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку,
катушку, лягушек,- Кто потерял столько игрушек?
23
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица
Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки, Отомкнитесь, отворитесь,Ваша мать пришла, Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича,
Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться,
кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление
задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная
эмоциональность.
2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении
задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения,показ, повтор.
1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2.
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки
действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты
характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить
с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки
«надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает
слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо
предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его,
эмоционально отзывчив.
2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания.
Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3.
Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
24
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и
подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд
направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её
по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки
и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него
проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет
теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вследза солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову,
распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть
назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без
помощи взрослых.
2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания.
Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Диагностическая карта
№ Фамилия и имя Владение
Способность
Умение вживаться в Общий балл
п/п
выразительностью сопереживать героям создаваемый образ,
речи
сказок, эмоционально используя
мимику,
реагируя на поступки жесты, движения
Н.Г.
К.Г.
Н.Г.
К.Г.
Н.Г.
К.Г.
Н.Г.
К.Г.
1
2
3
4
5
6
Итого:
Средний
балл
25
Итоговый контроль
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, кукольный театр. Задачи:
понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные
выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, ширме сюжетные
композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Уметьсогласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного.Ход проведения.
1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к
сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает
героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени
его партнера.
2.
Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки
из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти
куклы действуют.)
3.
Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам.
Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке
спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных
героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку,
кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения
и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты- куклы на
гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке,
изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2.
Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается
иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было
до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и
петуха.
3. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет
музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские
музыкальные инструменты).
4. Педагог организует деятельность по подбору персонажей, декораций, подбору
музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
26
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение,
изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя
знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные
образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании
сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые
инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты,
декорации.
Ход проведения.
1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в
нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода
остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и
медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих
сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать
новый сюжет.
•
Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация,
развязка).
•
Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла.
Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его
содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно
находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой
выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой
деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные
характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий
коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной
деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает
содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные
выражения.
Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в
работе над пьесой с помощью педагога.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции педагога образперсонажа.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в
различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель.
Затрудняется в определении различных видов театра.
27
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает
произведение только с помощью педагога.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их
продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью педагога.
28
Приложение 4
АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе художественнойнаправленности
Театральная студия «Премьера»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия
«Премьера» (далее Программа) имеет художественную направленность.
По форме обучения – очная.
Тип программы – модифицированная.
Программа базового уровня, который предполагает, опираясь на естественные для ребенка
способности «учиться, играя», научиться играть на сцене.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Театральная студия
«Премьера» адресована для детей в возрасте от 11 до 15 лет. Набор детей в группу осуществляется
без предварительного отбора, принимаются все желающие, проявляющие интерес к театральным
занятиям. Количество детей в группе: 12 - 20 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа. Продолжительность занятия - 40 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель программы: формирование и развитие артистических способностей обучающихся,
раскрытие их творческого потенциала средствами театрального искусства.
Актуальность программы обусловлено тем, что социальная адаптация и интеграция детей
ведется в разных направлениях, в том числе и через привлечение детей к различным видам
творческой деятельности, таким как: музыка, изобразительная деятельность, театр, ритмика. Детский
театр оказывает существенное воспитательное и образовательное воздействие на детей, способствует
возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, самовыражении и самопознании. Объединяя
в себе все виды искусства, театр дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о
живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладном искусстве. Работа над
спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает
скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть
через «я стесняюсь», поверить в себя. Особенно это актуально для детей с ослабленным здоровьем, с
отклонениями в развитии, для замкнутых и неуверенных в себе детей. Данная программа направлена
на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным
действием, развитие артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. Итогом
деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их
концертных программах, конкурсах, в постановке спектаклей. Актуальность программы обусловлена
потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно
средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Отличительные особенности программы, новизна
Актерское мастерство позволяет развивать у детей чувство вкуса, интеллект, фантазию,
память, внимание, чувство ритма, а также чувствовать пространство и время. Так же дети учатся
ответственности, самостоятельности, коммуникабельности, умению слышать и видеть партнера,
оценивать и жить на сцене. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи,
танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный
мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться
координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не
только детей, но и детей и родителей Данная программа является частью общеобразовательной
программы и направлена на воспитание, развитие ребенка, формирование духовных и моральных
ценностей.
29